ethnic groups), исторически возникшие устойчивые группы людей — племена, народности, нации. Термин Э.г. близок понятию народ в этнографич. смысле. Иногда им обозначают неск. народов (этнолингвистические группы, напр., русские, украинцы, поляки и др. — славянская Э.г.), а также обособленные группы внутри народа (этнографич., или субэтнич.). Люди сознают свою принадлежность к опред. Э.г. или культуре именно в силу отличия от представителей др. групп или культур социальной идентичности теория). В доиндустриальных об-вах представления о нац. идентичности были, вероятно, менее отчетливыми. Существование разл. Э.г. — одна из проблем совр. национальных государств, основывающих свою легитимность на идее единого гос-ва для единой группы людей (нации) с общей культурой. Некрые совр. гос-ва стремятся распространить культуру, единую для всего нас., путем контроля за образованием и ср-вами массовой информации — газетами, радио, телевидением. В центре конфликтов с этнич. меньшинствами часто стоят проблемы образования и языка — как в ситуации с басками в Испании или тамилами в Шри-Ланке. И те и др. осознают свою этнич. идентичность, существованию и тех и др. угрожает центр, власть, контролируемая чуждыми им в культурном и языковом отношении людьми. В таких конфликтах Э.г. выдвигают требования отделения, и проблема переходит в плоскость национализма. В др. случаях — это относится, напр., к многочисл. иммигрантам в США — люди сознают и поддерживают свою принадлежность к опред. Э.г., хотя в целом они вполне приспособились к культуре и полит, системе своего нового гос-ва. В совр. мире наиб, острые этнич. проблемы возникают в быв. колониях, где адм. границы проводились без учета культурных и языковых особенностей. Вместе с тем рост числа межнац. конфликтов, подобных тем, что имеют место в республиках быв. СССР и в Вост. Европе, показывает, что проблема этнич. принадлежности отнюдь не является достоянием только развивающихся стран.