Этнические общности
Этнические общности
термин, употребляющийся в отечественной науке в отношении реально существующих этнических объектов, любых общностей, связанных определённой общей культурой в самом широком понимании этого слова, которые закономерно возникают, функционируют, развиваются и взаимодействуют друг с другом. Понятие Э.о. охватывает этносы, группы этносов (см. метаэтническая общность, суперэтнос), локальные подразделения этноса (см. субэтническая группа, этнографическая группа, этническая группа, меньшинство этническое).
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ОБЩНОСТИ ЭТНИЧЕСКИЕ
(греч. ethnos — племя, народ) — вид исторически сложившейся соц. общности, в основе к-рой лежит комплекс культурных характеристик: единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев, пищевых предпочтений, материальной культуры. О.э. как целостное образование характеризуется сплавом общности происхождения, территории расселения и культуры во всем многообразии ее проявления. О.э. присущи специфические социальные институты, к-рые обеспечивают ее самоорганизацию и воспроизводство — эндогамная семья, институт старейшин, религиозная организация. В современной науке существует несколько теоретико-методологических подходов к определению природы О.э. Наиболее распространенной является концепция примордиализма, рассматривающая О.э. как исторически возникшую объективную социокультурную общность людей, сформировавшуюся на базе укорененности и адаптированности к конкретной территории (вмещающему ландшафту). Известными представителями этого подхода в отечественной науке являются Бромлей, Козлов, Гумилев. В данной парадигме О.э. обладает социумными характеристиками, выступает при этом как объединение людей, их солидарность, определенным образом организованная система взаимоотношений. Противоположным теоретическим подходом является конструктивизм, к-рый подчеркивает отсутствие объективной основы для формирования этнической общности людей и трактует ее как результат специальной деятельности, направленной на формирование (конструирование) этнической идентичности — т.е. осознания индивидом своей принадлежности к культурной группе. Конструирование этнической общности осуществляется политиками и идеологами на основе формирования исторического сознания, единой политической и культурной символики. Крупнейшим представителем этого теоретического подхода в отечественной науке является известный российский этнолог В.Н.Тишков.
Лит.: 1) Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы-социологии. 1993. No 1-2; 2) Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса //Расы и народы. М., 1990; 3) Казанцев В.Г. Южный федеральный округ и его Северо-Кавказский субрегион как предмет социально-политической теории и практики // Социально-гуманитарные знания. 2001. No 1; 4) Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999; 5) Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в Южном регионе России. Ростов н/Д, 2000. В.Г. Казанцев
Лит.: 1) Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы-социологии. 1993. No 1-2; 2) Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса //Расы и народы. М., 1990; 3) Казанцев В.Г. Южный федеральный округ и его Северо-Кавказский субрегион как предмет социально-политической теории и практики // Социально-гуманитарные знания. 2001. No 1; 4) Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999; 5) Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в Южном регионе России. Ростов н/Д, 2000. В.Г. Казанцев
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001