целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.
Этнический характер
Этнический характер
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Этнический характер
(национальный характер) – исторически сложившаяся совокупность устойчивых специфических психологических черт, особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него, свойственных в большей или меньшей степени представителям того или иного этноса.
Э.х. – явление социально-психологическое. Он представляет собой прежде всего определённую совокупность эмоциональночувственных проявлений, которые выражаются в эмоциях, чувствах, настроениях, в способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события. Поэтому Э.х. проявляется в привычной манере поведения, типичном образе жизни и мыслей, складе ума, обычаях, традициях, этническом вкусе и темпераменте, отношении к другим народам и к своему собственному и т.д., как у больших групп людей, так и у отдельных индивидов, но в последнем случае в значительно меньшей степени.
Э.х. – это не сумма характеров отдельных представителей соответствующего этноса, а фиксация типических черт, свойственных ему в конкретных исторических и культурных условиях развития, которые присутствуют в разных сочетаниях и проявляются в разной степени у значительного числа членов данного этноса. Поэтому, чтобы понять характер народа, необходимо изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру.
По своей сущности Э.х. одновременно и специфичен и типичен, поскольку он представляет собой специфическое сочетание и взаимосвязь психологических качеств, типичных для всех представителей данного этноса. Кроме того, Э.х. любого народа всегда объединяет в себе как общечеловеческие черты, свойственные многим этносам, так и специфические черты, которые являются результатом конкретных естественных и общественных условий жизни и исторической судьбы данного народа. Многие существенные черты Э.х. одного народа в той или иной форме присутствуют и в Э.х. других народов. По сути, нет какой-либо особенной черты, характерной исключительно для одного этноса. Поэтому, когда сравнивают характеры разных народов, то имеют в виду главным образом степень выраженности у них одних и тех же общих черт и качеств. Например, трудолюбие является общечеловеческим качеством, однако комплекс исторических условий влияет на ценностный смысл труда в той или иной культуре. Поэтому существует разница между трудолюбием различных народов. Так, немцы трудятся размеренно, экономно, аккуратно, основательно, точно и пунктуально. У них всё рассчитано и предусмотрено. Японцы же отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, выражая в процессе труда присущее им чувство прекрасного. Они трудятся прилежно, кропотливо, ловко, терпеливо и упорно. Во многих же государствах Африки, освободившихся от колониального гнёта, почти не сложились нормы трудовой морали, поскольку труд населения на протяжении веков был подневольным, рабским, что не способствовало развитию трудолюбия.
Э.х. – категория динамичная, развивающаяся. Многие его черты могут преобразовываться или исчезать в результате изменения условий жизни, их породивших. Однако эти изменения проявляются через большие промежутки времени. Поэтому Э.х. кажется статичным, чётко зафиксированным, неизменным в психике этноса. Например, англичане до сих пор предпочитают умывальники без смесителя, так что воду из двух кранов можно смешивать только в закупоренной пробкой раковине, а ванну без душа и без смесителя, только с кранами холодной и горячей воды. Они до сих пор предпочитают говорить о своих хобби, а не о своих профессиональных делах. Более того, у них считается дурным тоном неумеренно проявлять собственную эрудицию и, вообще, безапелляционно утверждать, что бы то ни было. В Э.х. англичан преобладает преемственность, приверженность традициям, догматизм, культ самообладания, способность чувствовать одно, а выражать на своём лице нечто другое, т.н. «жёсткая верхняя губа» джентльмена. Английский национальный характер, словно развесистый вековой дуб, глубоко уходит корнями традиций в почву прошлого. Сложившийся под воздействием определённых социально-исторических факторов, Э.х. англичан культивирует пристрастие к прошлому, которое должно служить своеобразной справочной книгой, чтобы ориентироваться в настоящем.
Понятие «Э.х.» по своему происхождению не теоретикоаналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а вслед за ними – географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни различных народов. При этом, разные авторы имели в виду разные вещи. Поэтому изначально сложилась обобщённая трактовка понятия «Э.х.», отличавшаяся аморфностью и недостаточной точностью. Кроме того, следует иметь в виду, что отдельные представители какого-либо этноса, наряду с общими для него чертами, имеют собственные личностные индивидуальные черты, которыми они отличаются друг от друга в пределах своего этноса. В настоящее время исследования Э.х. проводятся представителями разных наук (этнологии, культурологии, психологии, культурной антропологии и др.) в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций. Поэтому не существует не только единой концепции и определения понятия «Э.х.», но и единой точки зрени, существует ли «Э.х.» вообще, является ли он объективной реальностью или представляет собой фикцию, миф. Тем не менее, неоспоримой реальностью остаются те взрывные проявления Э.х., которые особенно ярко раскрываются в экстремальных ситуациях, в частности, в межэтнических конфликтах.
Э.х. – явление социально-психологическое. Он представляет собой прежде всего определённую совокупность эмоциональночувственных проявлений, которые выражаются в эмоциях, чувствах, настроениях, в способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события. Поэтому Э.х. проявляется в привычной манере поведения, типичном образе жизни и мыслей, складе ума, обычаях, традициях, этническом вкусе и темпераменте, отношении к другим народам и к своему собственному и т.д., как у больших групп людей, так и у отдельных индивидов, но в последнем случае в значительно меньшей степени.
Э.х. – это не сумма характеров отдельных представителей соответствующего этноса, а фиксация типических черт, свойственных ему в конкретных исторических и культурных условиях развития, которые присутствуют в разных сочетаниях и проявляются в разной степени у значительного числа членов данного этноса. Поэтому, чтобы понять характер народа, необходимо изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру.
По своей сущности Э.х. одновременно и специфичен и типичен, поскольку он представляет собой специфическое сочетание и взаимосвязь психологических качеств, типичных для всех представителей данного этноса. Кроме того, Э.х. любого народа всегда объединяет в себе как общечеловеческие черты, свойственные многим этносам, так и специфические черты, которые являются результатом конкретных естественных и общественных условий жизни и исторической судьбы данного народа. Многие существенные черты Э.х. одного народа в той или иной форме присутствуют и в Э.х. других народов. По сути, нет какой-либо особенной черты, характерной исключительно для одного этноса. Поэтому, когда сравнивают характеры разных народов, то имеют в виду главным образом степень выраженности у них одних и тех же общих черт и качеств. Например, трудолюбие является общечеловеческим качеством, однако комплекс исторических условий влияет на ценностный смысл труда в той или иной культуре. Поэтому существует разница между трудолюбием различных народов. Так, немцы трудятся размеренно, экономно, аккуратно, основательно, точно и пунктуально. У них всё рассчитано и предусмотрено. Японцы же отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, выражая в процессе труда присущее им чувство прекрасного. Они трудятся прилежно, кропотливо, ловко, терпеливо и упорно. Во многих же государствах Африки, освободившихся от колониального гнёта, почти не сложились нормы трудовой морали, поскольку труд населения на протяжении веков был подневольным, рабским, что не способствовало развитию трудолюбия.
Э.х. – категория динамичная, развивающаяся. Многие его черты могут преобразовываться или исчезать в результате изменения условий жизни, их породивших. Однако эти изменения проявляются через большие промежутки времени. Поэтому Э.х. кажется статичным, чётко зафиксированным, неизменным в психике этноса. Например, англичане до сих пор предпочитают умывальники без смесителя, так что воду из двух кранов можно смешивать только в закупоренной пробкой раковине, а ванну без душа и без смесителя, только с кранами холодной и горячей воды. Они до сих пор предпочитают говорить о своих хобби, а не о своих профессиональных делах. Более того, у них считается дурным тоном неумеренно проявлять собственную эрудицию и, вообще, безапелляционно утверждать, что бы то ни было. В Э.х. англичан преобладает преемственность, приверженность традициям, догматизм, культ самообладания, способность чувствовать одно, а выражать на своём лице нечто другое, т.н. «жёсткая верхняя губа» джентльмена. Английский национальный характер, словно развесистый вековой дуб, глубоко уходит корнями традиций в почву прошлого. Сложившийся под воздействием определённых социально-исторических факторов, Э.х. англичан культивирует пристрастие к прошлому, которое должно служить своеобразной справочной книгой, чтобы ориентироваться в настоящем.
Понятие «Э.х.» по своему происхождению не теоретикоаналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а вслед за ними – географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни различных народов. При этом, разные авторы имели в виду разные вещи. Поэтому изначально сложилась обобщённая трактовка понятия «Э.х.», отличавшаяся аморфностью и недостаточной точностью. Кроме того, следует иметь в виду, что отдельные представители какого-либо этноса, наряду с общими для него чертами, имеют собственные личностные индивидуальные черты, которыми они отличаются друг от друга в пределах своего этноса. В настоящее время исследования Э.х. проводятся представителями разных наук (этнологии, культурологии, психологии, культурной антропологии и др.) в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций. Поэтому не существует не только единой концепции и определения понятия «Э.х.», но и единой точки зрени, существует ли «Э.х.» вообще, является ли он объективной реальностью или представляет собой фикцию, миф. Тем не менее, неоспоримой реальностью остаются те взрывные проявления Э.х., которые особенно ярко раскрываются в экстремальных ситуациях, в частности, в межэтнических конфликтах.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия