ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Этнический стереотип
упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей. Разновидность социального стереотипа.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Этнический стереотип (Этностереотип)
Схематичный стандартизованный образ или представление о представителях того или иного этноса, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью (напр., немцы - трудолюбивые и расчетливые, англичане - чопорные).
стереотип этнический
ethnic stereotype. - Схематичный стандартизованный образ или представление о членах того или иного этноса, обычно эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью (например, немцы — пунктуальные, англичане — чопорные, евреи — расчетливые). тж. этностереотип.
Этнические стереотипы
схематизированные, упрощенные, нередко искаженные, представления об этносе. Выделяются этнические автостереотипы — представления о своем этносе и гетеростереотипы — представления о других этносах. Содержание этнических стереотипов является одним из индикаторов состояния межэтнических отношений.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
Этнические стереотипы
Относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании Э. с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании Э. с. могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы. Среди Э.С. выделяют этнические авто- и гетеростереотипы. В первом случае объектом Э.С. являются наиболее "типичные" представители своей этнической группы. Во втором - представители иноэтнической (чужой, внешней) группы. Автостереотипы обычно более позитивны, дифференцированны и комплексны в сравнении с гетеростереотипами (Г.У. Солдатова). Соотношение сравнимых, эмпирически измеряемых показателей в авто- и гетеростреотипах используется для психологической диагностики различных аспектов этнического взаимопонимания, а также для оценки сохранности и целостности этнической группы, как субъекта межэтнического взаимодействия. Э.С. отражает как эмоционально-оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания о ней. Содержание Э.С. аккумулирует пристрастные представления об этносе, особенностях внешнего облика его представителей, чертах их характера, поведения, сильных и слабых сторонах, возможностях и специфике взаимодействия с ними и мн. др.
В основе Э.С. лежат опосредованные этнические представления, полученные из разнообразных вторичных источников, включая исторически накопленный опыт предыдущих межэтнических контактов. Являясь разновидностью социального стереотипа, Э.С. обладает общими с ним свойствами: согласованностью (единством представлений, разделяемых преобладающим числом членов стереотипизирующей группы), обобщенностью, схематичностью, упрощенностью содержания, чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, поляризацией знака оценки, устойчивостью к новой информации. Однако устойчивость Э.С. не является абсолютной. Э.С. способны с течением времени постепенно трансформироваться, преломляя в своем содержании существенные перемены в облике объекта стереотипизации. Э.С. также могут изменяться в зависимости от изменения характера межэтнических отношений или с увеличением межэтнических контактов. Приписывание общих, сходных характеристик представителям целой группы без достаточного осознания различий между ними является отличительной чертой стереотипизации, одного из распространенных и универсальных механизмов межгруппового восприятия. В стереотипизации реализуется одна из основных психологических функций Э.С. - когнитивная. Она сводится к схематизированному, упрощенному, упорядоченному, "заданному" восприятию. Вторая - ценностно-защитная функция - состоит в сохранении и защите ценностей, позиций и прав индивида (У. Липпман, Г. Тэшфел). Среди социально-психологических функций выделяют функцию межгрупповой дифференциации и функцию поддержания позитивной групповой идентичности. Среди социальных функций - функции объяснения и оправдания существующих межгрупповых отношений (Тэшфел), а также функция сохранения существующих отношений (Т.Г. Стефаненко). Перечисленные функции Э.С. тесно взаимосвязаны с внутри- и внешнеэтнической активностью и реализуются в контексте существующих межэтнических отношений. В ситуациях нарастающей национальной напряженности, Э.С., наряду с этническими предрассудками, усиливают проявления предубежденности к членам чужой этногруппы, усугубляют межэтническое отчуждение, интенсифицируют развитие процессов внутриэтнического обособления и межэтнической поляризации. При соответствующих социально-политических условиях активизируется эффективное влияние Э.С. на консолидацию этнической группы, психологическое единение ее членов. Являясь одними из эффективных психологических регуляторов межэтнических отношений, Э.С. отражают содержание и динамику этих отношений, выступая чутким индикатором их состояния, диагностируя возникновение напряженности во взаимоотношениях, либо указывая на их стабильность и благополучность.
Л.И. Науменко
В основе Э.С. лежат опосредованные этнические представления, полученные из разнообразных вторичных источников, включая исторически накопленный опыт предыдущих межэтнических контактов. Являясь разновидностью социального стереотипа, Э.С. обладает общими с ним свойствами: согласованностью (единством представлений, разделяемых преобладающим числом членов стереотипизирующей группы), обобщенностью, схематичностью, упрощенностью содержания, чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, поляризацией знака оценки, устойчивостью к новой информации. Однако устойчивость Э.С. не является абсолютной. Э.С. способны с течением времени постепенно трансформироваться, преломляя в своем содержании существенные перемены в облике объекта стереотипизации. Э.С. также могут изменяться в зависимости от изменения характера межэтнических отношений или с увеличением межэтнических контактов. Приписывание общих, сходных характеристик представителям целой группы без достаточного осознания различий между ними является отличительной чертой стереотипизации, одного из распространенных и универсальных механизмов межгруппового восприятия. В стереотипизации реализуется одна из основных психологических функций Э.С. - когнитивная. Она сводится к схематизированному, упрощенному, упорядоченному, "заданному" восприятию. Вторая - ценностно-защитная функция - состоит в сохранении и защите ценностей, позиций и прав индивида (У. Липпман, Г. Тэшфел). Среди социально-психологических функций выделяют функцию межгрупповой дифференциации и функцию поддержания позитивной групповой идентичности. Среди социальных функций - функции объяснения и оправдания существующих межгрупповых отношений (Тэшфел), а также функция сохранения существующих отношений (Т.Г. Стефаненко). Перечисленные функции Э.С. тесно взаимосвязаны с внутри- и внешнеэтнической активностью и реализуются в контексте существующих межэтнических отношений. В ситуациях нарастающей национальной напряженности, Э.С., наряду с этническими предрассудками, усиливают проявления предубежденности к членам чужой этногруппы, усугубляют межэтническое отчуждение, интенсифицируют развитие процессов внутриэтнического обособления и межэтнической поляризации. При соответствующих социально-политических условиях активизируется эффективное влияние Э.С. на консолидацию этнической группы, психологическое единение ее членов. Являясь одними из эффективных психологических регуляторов межэтнических отношений, Э.С. отражают содержание и динамику этих отношений, выступая чутким индикатором их состояния, диагностируя возникновение напряженности во взаимоотношениях, либо указывая на их стабильность и благополучность.
Л.И. Науменко
Источник: Социология: энциклопедия
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
(от греч. stereos - твердый + typos — отпечаток) — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании Э. с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Э. с. — это схематизированный, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ, представляющий собой упрощенное, иногда неточное (искаженное) знание о психологических и поведенческих особенностях людей другой национальности. Помимо этого в содержании Э. с. могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Э. с. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.
Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о других народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании Э. с. следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.
Э. с. в прошлом часто начинали складываться под влиянием рассказов первых путешественников, которые обычно обращали основное внимание на какие-то «странные» черты облика или поведения у встреченных ими народов; уже поэтому о действительных чертах этого народа могло создаться неполное или превратное представление. Так, в широко распространенный стереотип цыган входят такие компоненты, как легкомысленность, веселость, музыкальность, внешняя красота, а также нелюбовь к честному труду, склонность к обману, мошенничеству, симуляции, попрошайничеству и т. д. Нетрудно заметить, что большинство из указанных компонентов имеют негативный смысл. Подобные стереотипы нередко воспринимаются с детства — от авторитетных для ребенка людей (родителей, знакомых, учителей и т. п.), а позже от средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т. п. Каждый стереотип относится к определенной этнической группе и переносится на каждого члена этой группы, с которым усвоившие этот стереотип люди вступают в контакт. Тем самым Э. с. образуют базу для этнических предубеждений и также могут быть использованы для теоретического подкрепления национализма. Адекватность содержания Э. с. в действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что Э. с отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношений народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали.
Известно, что при контактах людей с чем-то незнакомым и чуждым у них возникает чувство любопытства и вместе с тем настороженности, и это полностью относится к межэтническим контактам. Возникшее в их ходе осознание каких-либо особенностей своей этнической общности может и не содержать предубеждения против других групп. Возможность искаженного представления о своей и других этнических общностях возникает при оценке их. Даже простое описание отдельных этнических общностей может содержать оценочные моменты. Отражая стремление отличать себя от определенных общностей, стереотипные представления о других этносах зачастую складываются из тех характеристик, которые данный этнос считает недостойными и противопоставляет своим понятиям о чести, нравственности, красоте и др. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью. То, что «у себя» определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужим» может называться упрямством. Однако свое не всегда оценивается выше, чем чужое. Бывает и обратное. В частности, в наше время в условиях развитого межэтнического обмена преобладает система дифференцированных оценок, когда одни черты собственной этнической группы и ее культуры оцениваются положительно, а другие — отрицательно. Впрочем, все же преобладающими обычно являются положительные самооценки. Такого рода представления обычно сопряжены с этноцентризмом. Национальное сознание не только абсолютизирует некоторые действительно имеющиеся этнические свойства, но и склонно приписать как «своему», так и «чужому» этносам несуществующие черты. Такие иллюзорные представления могут относится и к Э. с., и к этническим символам, в качестве которых в этом случае фигурируют предметы и явления, в действительности не выражающие особенности этноса.
Следует иметь в виду, что нередко Э. с. создаются сознательно. В этом случае они становятся психологическим фактором формирования национальных предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Поэтому изучение стереотипов необходимо для совершенствования патриотического и интернационального воспитания.
Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.
Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о других народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании Э. с. следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.
Э. с. в прошлом часто начинали складываться под влиянием рассказов первых путешественников, которые обычно обращали основное внимание на какие-то «странные» черты облика или поведения у встреченных ими народов; уже поэтому о действительных чертах этого народа могло создаться неполное или превратное представление. Так, в широко распространенный стереотип цыган входят такие компоненты, как легкомысленность, веселость, музыкальность, внешняя красота, а также нелюбовь к честному труду, склонность к обману, мошенничеству, симуляции, попрошайничеству и т. д. Нетрудно заметить, что большинство из указанных компонентов имеют негативный смысл. Подобные стереотипы нередко воспринимаются с детства — от авторитетных для ребенка людей (родителей, знакомых, учителей и т. п.), а позже от средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т. п. Каждый стереотип относится к определенной этнической группе и переносится на каждого члена этой группы, с которым усвоившие этот стереотип люди вступают в контакт. Тем самым Э. с. образуют базу для этнических предубеждений и также могут быть использованы для теоретического подкрепления национализма. Адекватность содержания Э. с. в действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что Э. с отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношений народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали.
Известно, что при контактах людей с чем-то незнакомым и чуждым у них возникает чувство любопытства и вместе с тем настороженности, и это полностью относится к межэтническим контактам. Возникшее в их ходе осознание каких-либо особенностей своей этнической общности может и не содержать предубеждения против других групп. Возможность искаженного представления о своей и других этнических общностях возникает при оценке их. Даже простое описание отдельных этнических общностей может содержать оценочные моменты. Отражая стремление отличать себя от определенных общностей, стереотипные представления о других этносах зачастую складываются из тех характеристик, которые данный этнос считает недостойными и противопоставляет своим понятиям о чести, нравственности, красоте и др. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью. То, что «у себя» определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужим» может называться упрямством. Однако свое не всегда оценивается выше, чем чужое. Бывает и обратное. В частности, в наше время в условиях развитого межэтнического обмена преобладает система дифференцированных оценок, когда одни черты собственной этнической группы и ее культуры оцениваются положительно, а другие — отрицательно. Впрочем, все же преобладающими обычно являются положительные самооценки. Такого рода представления обычно сопряжены с этноцентризмом. Национальное сознание не только абсолютизирует некоторые действительно имеющиеся этнические свойства, но и склонно приписать как «своему», так и «чужому» этносам несуществующие черты. Такие иллюзорные представления могут относится и к Э. с., и к этническим символам, в качестве которых в этом случае фигурируют предметы и явления, в действительности не выражающие особенности этноса.
Следует иметь в виду, что нередко Э. с. создаются сознательно. В этом случае они становятся психологическим фактором формирования национальных предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Поэтому изучение стереотипов необходимо для совершенствования патриотического и интернационального воспитания.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Этнические стереотипы
( от греч. stereos – твёрдый и typos – отпечаток), совокупность относительно устойчивых представлений какого-либо этноса о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям других народов, которые сформировались в обыденном сознании и передаются от поколения к поколению. В содержании Э.с., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, а также предписания к определённым действиям в отношении представителей данного этноса, т.е. схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.
Э.с. обычно представляют собой упрощённое, иногда, одностороннее, неточное (искажённое) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе Э.с. лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какого-либо народа, исходя из которых представители того или иного этноса делают предвзятые выводы и неверно ведут себя по отношению к представителям других этносов. Например, русский – добрый, безалаберный, ленивый; татарин – злой хитрый, скрытный; поляк – националист, гордый, замкнутый, ленивый.
Э.с. – в первую очередь культурные образования, которые составляют ту часть системы психологических знаний о мире, которая отражает различия между народами. В содержании Э.с. следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков, а также ряд изменчивых суждений о коммуникативных и моральных качествах данного народа.
В прошлом Э.с. часто складывались под влиянием рассказов первых путешественников, купцов, которые обычно обращали внимание на «странные, экзотические» черты в облике и поведении у встреченных ими народов. Поэтому о действительных чертах народов могли и создавались неполные и превратные представления. Так, в широко распространённый стереотип цыган входят такие компоненты: музыкальность, весёлость, внешняя красота, легкомысленность, нелюбовь к честному труду, склонность к обману, воровству, мошейничеству, попрошайничеству и т.д. Подобные Э.с. часто воспринимаются с детства от родителей, учителей, хороших и уважаемых знакомых и т.п. В зрелом возрасте – от средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.д. Определённые Э.с. относятся к конкретному этносу и переносятся на каждого его члена, с которым усвоившие эти стереотипы люди вступают в контакт. Тем самым Э.с. образуют базу для этнических предубеждений и могут использоваться для теоретического подкрепления национализма.
Известно, что при контактах людей с чем-то незнакомым и чуждым, у них возникает чувство любопытства и вместе с тем настороженности, что в полной мере относится к межэтническим контактам (см. контакты этнические). Возникшее при этом осознание особенностей своего этноса может и не содержать предубеждений против других народов. Они возникают только при их оценке, при сопоставлении особенностей своего и чужого этносов. При этом, чаще всего, черты и характеристики своего собственного этноса оцениваются положительно, а аналогичные качества других народов – отрицательно. Например, то, что у «своих» определяется как настойчивость, твёрдость характера, разумная экономия, у «чужих» определяется как упрямство, упёртость, скупость. Такого рода представления, как правило, связаны с этноцентризмом. Однако так бывает не всегда. Крайне редко, но случается и обратное. Особенно это характерно для настоящего времени, когда в условиях развитого межэтнического обмена преобладает система дифференцированных оценок. В таких случаях одни черты своего этноса оцениваются положительно, а другие – отрицательно. Например, русские считают себя добрыми, веротерпимыми, гостеприимными, трудолюбивыми и одновременно отмечают свою безалаберность, необязательность и непунктуальность.
Следует отметить, что нередко Э.с. создаются сознательно, особенно средствами массовой информации, политиками, национальными лидерами и др. В этом случае Э.с. становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Например, таким стереотипом можно считать широко распространённое в России негативное представление о существовании «лиц кавказской национальности», которые вызывают сильное чувство ненависти к себе со стороны русских, поскольку их образ ассоциируется с образами «преступников», «жуликов и спекулянтов», «эксплуататоров», которые обогащаются за счёт русского народа. В реальности, народы всего Кавказа отличаются друг от друга по антропологическому типу и, особенно, в этнокультурном и этнопсихологическом плане. Они говорят на разных языках, исповедуют разные религии, имеют различные традиции, самосознание этническое, этнический характер. По сути, представление о существовании «лиц кавказской национальности» – это сознательно созданный миф.
Э.с. подразделяются на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – стереотипные представления: мнения, суждения, оценки народа о самом себе и о каждом своём представителе. Как правило, автостереотипы эмоционально окрашены, устойчивы, содержат большей частью комплекс положительных оценок о действительных или воображаемых специфических чертах своего этноса. Автостереотипы неоднородны. Например, сами узбеки различают внутри себя ташкентские, бухарские, кашкадарьинские и др. группы. Автостереотип – это образ собственного этноса для других. Он может включать в себя хвалебные, преувеличенные, приукрашенные ложные односторонние оценки, некоторые реально имеющиеся этнические качества и «самокритику». Соотношение позитивного и негативного в самооценке различно. Установлено, чем крупнее по численности этнос, тем чаще в его самооценке проявляется критический элемент, у малочисленных народов он почти отсутствует.
Гетеростереотипы – совокупность стереотипных представлений и оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. По содержанию гетеростереотипы более монолитны и однородны, что обусловлено дефицитом информации. Этот вид Э.с. характеризуется сильными обобщениями, неоправданными упрощениями и сведением чужого этнического характера к какой-нибудь одной черте. Например, для армян турки – преступники, а для турок армяне – агрессоры; американцы считают англичан холодными снобами, а англичане американцев – развязными людьми. Кроме того, гетеростереотипы имеют гораздо более широкий эмоциональный диапазон, т.е., если отношение к собственному этносу колеблется, как правило, в рамках приязни, то отношение к другим народам может варьировать от почитания до ненависти. Например, до лета 1941 г. в СССР о немцах, причём довольно активно, распространялись положительные оценки. Между СССР и Германией был заключён пакт о ненападении, эти страны внешне дружили и не вели друг против друга пропагандистской войны. Но сразу же после начала военных действий системы гетеростереотипов сторон резко изменились. Немцы стали для русских и других народов СССР подлецами, агрессорами, вероломными завоевателями и т.п. Немцы же стали считать русских «недочеловеками», «восточными степными уродами» и т.д. Как правило, гетеростереотипы служат зоной для отрицательных качеств, нежелательных в собственном этносе и поэтому отчуждаемых и приписываемых другим.
Э.с. в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов. И также как этносы, они динамичны, т.е. изменяются под влиянием исторических, политических, религиозных, техногенных и т.п. факторов. Однако, эти изменения происходят крайне медленно.
Знание Э.с. очень важно для плодотворных межэтнических контактов, для правильной национальной политики, для дружеского общения народов на бытовом уровне в повседневной жизни.
Э.с. обычно представляют собой упрощённое, иногда, одностороннее, неточное (искажённое) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе Э.с. лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какого-либо народа, исходя из которых представители того или иного этноса делают предвзятые выводы и неверно ведут себя по отношению к представителям других этносов. Например, русский – добрый, безалаберный, ленивый; татарин – злой хитрый, скрытный; поляк – националист, гордый, замкнутый, ленивый.
Э.с. – в первую очередь культурные образования, которые составляют ту часть системы психологических знаний о мире, которая отражает различия между народами. В содержании Э.с. следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков, а также ряд изменчивых суждений о коммуникативных и моральных качествах данного народа.
В прошлом Э.с. часто складывались под влиянием рассказов первых путешественников, купцов, которые обычно обращали внимание на «странные, экзотические» черты в облике и поведении у встреченных ими народов. Поэтому о действительных чертах народов могли и создавались неполные и превратные представления. Так, в широко распространённый стереотип цыган входят такие компоненты: музыкальность, весёлость, внешняя красота, легкомысленность, нелюбовь к честному труду, склонность к обману, воровству, мошейничеству, попрошайничеству и т.д. Подобные Э.с. часто воспринимаются с детства от родителей, учителей, хороших и уважаемых знакомых и т.п. В зрелом возрасте – от средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.д. Определённые Э.с. относятся к конкретному этносу и переносятся на каждого его члена, с которым усвоившие эти стереотипы люди вступают в контакт. Тем самым Э.с. образуют базу для этнических предубеждений и могут использоваться для теоретического подкрепления национализма.
Известно, что при контактах людей с чем-то незнакомым и чуждым, у них возникает чувство любопытства и вместе с тем настороженности, что в полной мере относится к межэтническим контактам (см. контакты этнические). Возникшее при этом осознание особенностей своего этноса может и не содержать предубеждений против других народов. Они возникают только при их оценке, при сопоставлении особенностей своего и чужого этносов. При этом, чаще всего, черты и характеристики своего собственного этноса оцениваются положительно, а аналогичные качества других народов – отрицательно. Например, то, что у «своих» определяется как настойчивость, твёрдость характера, разумная экономия, у «чужих» определяется как упрямство, упёртость, скупость. Такого рода представления, как правило, связаны с этноцентризмом. Однако так бывает не всегда. Крайне редко, но случается и обратное. Особенно это характерно для настоящего времени, когда в условиях развитого межэтнического обмена преобладает система дифференцированных оценок. В таких случаях одни черты своего этноса оцениваются положительно, а другие – отрицательно. Например, русские считают себя добрыми, веротерпимыми, гостеприимными, трудолюбивыми и одновременно отмечают свою безалаберность, необязательность и непунктуальность.
Следует отметить, что нередко Э.с. создаются сознательно, особенно средствами массовой информации, политиками, национальными лидерами и др. В этом случае Э.с. становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Например, таким стереотипом можно считать широко распространённое в России негативное представление о существовании «лиц кавказской национальности», которые вызывают сильное чувство ненависти к себе со стороны русских, поскольку их образ ассоциируется с образами «преступников», «жуликов и спекулянтов», «эксплуататоров», которые обогащаются за счёт русского народа. В реальности, народы всего Кавказа отличаются друг от друга по антропологическому типу и, особенно, в этнокультурном и этнопсихологическом плане. Они говорят на разных языках, исповедуют разные религии, имеют различные традиции, самосознание этническое, этнический характер. По сути, представление о существовании «лиц кавказской национальности» – это сознательно созданный миф.
Э.с. подразделяются на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – стереотипные представления: мнения, суждения, оценки народа о самом себе и о каждом своём представителе. Как правило, автостереотипы эмоционально окрашены, устойчивы, содержат большей частью комплекс положительных оценок о действительных или воображаемых специфических чертах своего этноса. Автостереотипы неоднородны. Например, сами узбеки различают внутри себя ташкентские, бухарские, кашкадарьинские и др. группы. Автостереотип – это образ собственного этноса для других. Он может включать в себя хвалебные, преувеличенные, приукрашенные ложные односторонние оценки, некоторые реально имеющиеся этнические качества и «самокритику». Соотношение позитивного и негативного в самооценке различно. Установлено, чем крупнее по численности этнос, тем чаще в его самооценке проявляется критический элемент, у малочисленных народов он почти отсутствует.
Гетеростереотипы – совокупность стереотипных представлений и оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. По содержанию гетеростереотипы более монолитны и однородны, что обусловлено дефицитом информации. Этот вид Э.с. характеризуется сильными обобщениями, неоправданными упрощениями и сведением чужого этнического характера к какой-нибудь одной черте. Например, для армян турки – преступники, а для турок армяне – агрессоры; американцы считают англичан холодными снобами, а англичане американцев – развязными людьми. Кроме того, гетеростереотипы имеют гораздо более широкий эмоциональный диапазон, т.е., если отношение к собственному этносу колеблется, как правило, в рамках приязни, то отношение к другим народам может варьировать от почитания до ненависти. Например, до лета 1941 г. в СССР о немцах, причём довольно активно, распространялись положительные оценки. Между СССР и Германией был заключён пакт о ненападении, эти страны внешне дружили и не вели друг против друга пропагандистской войны. Но сразу же после начала военных действий системы гетеростереотипов сторон резко изменились. Немцы стали для русских и других народов СССР подлецами, агрессорами, вероломными завоевателями и т.п. Немцы же стали считать русских «недочеловеками», «восточными степными уродами» и т.д. Как правило, гетеростереотипы служат зоной для отрицательных качеств, нежелательных в собственном этносе и поэтому отчуждаемых и приписываемых другим.
Э.с. в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов. И также как этносы, они динамичны, т.е. изменяются под влиянием исторических, политических, религиозных, техногенных и т.п. факторов. Однако, эти изменения происходят крайне медленно.
Знание Э.с. очень важно для плодотворных межэтнических контактов, для правильной национальной политики, для дружеского общения народов на бытовом уровне в повседневной жизни.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005