Этническое самосознание
Этническое самосознание
осознание индивидами принадлежности к определенной этнической общности.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Самосознание этническое
сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотношении с другими этническими общностями; важный признак этнической общности.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Этническое самосознание
осознание принадлежности к своему народу, представления о его культуре, языке, территории, историческом прошлом (условно говоря «образ мы»), отношение к этническим ценностям, осознание этнических интересов и готовность во имя них действовать.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
проявляется в следующих формах: - интернационализм – равноправное дружественное взаимоотношение между нациями; - национализм – выделение нации в качестве высшей формы этнической общности, обладающей исключительным правом на государственность; может носить культурный, экономический и политический характер; - шовинизм (франц. shauvinisme - от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I) - крайне агрессивная форма национализма. - геноцид – физическое истребление целых групп населения, в том числе по этническому признаку.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ
чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этноса, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнич. связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания или этнонима. С.э. связано с этнич. самоопределением людей и отличается от этнич. (нац.) сознания, связанного со многими сторонами духовной и материальной жизни этноса (нации). Как и в др. видах соц. идентификации, в содержании С.э. противопоставляются личное - общему ("мы", "они"); важное место в нем занимает представление об общности происхождения и историч. судеб, опирающееся на общие генеалогия, предания, участие в историч. событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с "родным языком" и "родной землей" и т. п. Важной естественной базой таких представлений являются и традиции этнической эндогамии (т. е. заключение браков внутри этноса). Положительное влияние на С.э. может оказать совпадение этноса с др. видами общностей; Сэ. может дополняться религиозным и даже соц. самосознанием (напр., у этнич. меньшинств, подвергающихся дискриминации). Видную роль в развитии и укреплении С.э. в развитых формациях играет нац. интеллигенция. Этнос может проявить себя в качестве субъекта историч. процесса только при наличии у его членов четкого Сэ. Более того, достигнув определенной стадии развития, С.э. подобно другим идеологич. формам может приобрести нек-рую самостоятельность от породивших его факторов и оказывать на них обратное влияние. Оно, в частности, может сохраняться при территориальном и хозяйственно-культурном отрыве отдельных групп людей от основного этнич. ядра и при утрате ими яоего родного языка. Оно может расти под влиянием идей и способствовать восстановлению гос.-территориальной общности (напр., у поляков в ХIX - нач. XX вв.), возрождению и развитию родного языка (напр., у чехов в XIX в., у ирландцев в ХIХ-ХХ вв.). В.И. Козлов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Самосознание этническое
сознание и чувство принадлежности к тому или иному определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими этническими общностями, проявляющиеся на индивидуальном и групповом уровнях и выражающиеся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом (или группой) себя к данному этносу. С.э. формируется в ходе этногенеза и одновременно является основным условием возникновения и существования этнической общности. Фактически, С.э. выступает важнейшим определителем этнической принадлежности (оттесняя в этом отношении даже признак родного языка) и мощной силой, которая объединяет всех членов одного этноса и противопоставляет их в этническом плане другим этносам. С.э. – это важнейший признак этноса, поскольку оно фокусирует в себе представления об общности этнической территории («родная земля»), языка («родной язык»), отличительных особенностей культуры и психики, а также представления об общности происхождения и исторических судеб входящих в этнос людей. Изменение и утрата С.э. ведёт к исчезновению (ассимиляции) этноса. В разные исторические эпохи С.э. имеет различное содержание, но его основными компонентами являются признаки, по которым члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть этноним, язык, религия, представление об общности происхождения, истории, территории, государственности и др. С.э. формируется под воздействием различных внутригрупповых и внешних факторов, в том числе под влиянием семейного воспитания, образования, государственной политики, идеологии и культуры. В зависимости от социальнополитической ситуации, С.э. может усиливаться или ослабевать, а также быть двойственным вследствие маргинальности этнокультурной. Как правило, С.э. сосуществует с другими формами социальной самоидентификации, в том числе гражданской и территориальной. Так, например, индивид может считать себя в этнокультурном плане табасаранцем, в территориальном – дагестанцем, в общегражданском – россиянином.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ
(англ. - ethnic consciousness; нем. - ethnisches Selbawusstsein) - чувство принадлежности к определенному этносу (см.), важный признак этноса (см. Признаки этнические ), являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания (или этнонима -см.). С.Э. связано с этническим самоопределением (см.) людей и отличается от этнического (национального) сознания, связанного со многими сторонами духовной и материальной жизни этноса (нации). Как и в др. видах социальной идентификации, С.Э. исходит из противопоставления “мы” - “они”; важное место в нем занимает представление о какой-то общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания; участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с “родным языком” и “родной землей” и т.п.; естественной базой таких представлений являются и традиции этнической эндогамии (см.). Положительное влияние на С.Э. может оказать совпадение этноса с др. видами общностей, напр., с государственной или конфессиональной; С.Э. может дополняться религиозным самосознанием (напр., у евреев-иудаистов) и даже социальным самосознанием (напр., у этнических меньшинств, подвергающихся дискриминации). Видную роль в развитии и укреплении С.Э. в развитых формациях играет национальная интеллигенция. Этнос может проявить себя в качестве субъекта исторического процесса только при наличии у его членов четкого С.Э. Более того, достигнув определенной стадии развития, С.Э. подобно другим идеологическим формам может приобрести некоторую самостоятельность и оказывать на них обратное влияние. Оно, в частности, может сохраняться при территориальном и хозяйственно-культурном отрыве отдельных групп людей от основного этнического ядра и при утрате ими своего родного языка. Оно может расти под влиянием идей и способствовать восстановлению государственно- территориальной общности (напр. у поляков в XIX-начале XX вв.), возрождению и развитию родного языка (напр., у чехов в XIX в., у ирландцев в XIX-XX вв. и т.п.).
Важность С.Э. позволяет использовать его как основной этнический определитель в переписях и др. формах массового статистического учета населения (см. Статистика этническая ), причем, признак языка в этом случае отходит на второе место. Фиксация С.Э. затруднена в случае незавершенности этнических процессов (см.) из-за двойственности самосознания в состоянии маргинальности (см.),в переходных этнических группах (см.) и т.п. Укрепление С.Э. обычно сочетается со стремлением этносов к собственной социально-территориальной (в том числе - государственной организации, т.е. при соединении его с чувством патриотизма.
ЛИТ: Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Сов .этнография, 1974, N 2.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Sulzbach W. National consciousness. Washington, 1943
В.И.Козлов
Важность С.Э. позволяет использовать его как основной этнический определитель в переписях и др. формах массового статистического учета населения (см. Статистика этническая ), причем, признак языка в этом случае отходит на второе место. Фиксация С.Э. затруднена в случае незавершенности этнических процессов (см.) из-за двойственности самосознания в состоянии маргинальности (см.),в переходных этнических группах (см.) и т.п. Укрепление С.Э. обычно сочетается со стремлением этносов к собственной социально-территориальной (в том числе - государственной организации, т.е. при соединении его с чувством патриотизма.
ЛИТ: Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Сов .этнография, 1974, N 2.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Sulzbach W. National consciousness. Washington, 1943
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотнесении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением объективного бытия этой общности. Внешне Э. с. является в форме самоназвания — этнонима. Действительно даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, испанцев, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самоназвание. Кроме того, представите ли каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза «мы» — «они». Центральное место в этническом самосознании занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей и т. п. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей группой, отличной от всех других, пробуждают целую гамму чувств; чувство сопричастности к судьбам своей этнической общности, любви к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре, чувство гордости или чувство тревоги за судьбы своего народа, готовность к жертвам и т. п. Катализаторами, стимулирующими и ускоряющими развитие Э. с., обычно служили такие факторы, как внешняя агрессия, порабощение, колонизация, несущие в себе угрозу ассимиляции, культурного или полного физического уничтожения этнической общности. На основе подобного комплекса чувств и переживаний возникает соответственно эмоционально окрашенное и целеустремленное в поведенческом плане состояние психики в целом, выражающееся, например, в волевом устремлении к борьбе за счастье и независимость своего народа, за его свободу, суверенитет и процветание. Однако Э. с. при определенных условиях может играть и негативную роль, обернуться своей противоположностью. Это может проявиться по меньшей мере в таких явлениях. Во-первых, ограниченность, замкнутость, связанные с нежеланием выходить в контактах за пределы круга людей, принадлежащих к своему этносу. Во-вторых, этноэгоизм, выражающийся в стремлении обеспечить преимущества собственному народу за счет других. В-третьих, этноцентризм, т.е. прямая враждебность другим, «чужим» народам.
Сознание своей этнической принадлежности является составным элементом обыденного сознания. В то же время этническое самосознание выступает как основной определитель национальности в переписях и других формах массового статистического учета населения. При этом этническая принадлежность (национальность) человека и его язык могут не совпадать, если он усвоил язык и культуру другой национальности. На уровне личности Э. с. меняется и порой довольно радикально на основе возрастных характеристик или жизненного опыта, уровня образования, а также в связи с разными жизненными ситуациями, в которых оказывается человек. Например. Э. с. человека, долгие годы проживающегося в иноэтничной среде или в тесном соприкосновении с ней, резко отличается от показателей самосознания недавно попавшего в подобную ситуацию. Наряду с этим существует феномен двойного Э. с. Обычно это имеет место в тех нациях, этнический состав которых составляют выходцы из разных стран. К числу таких наций, представляющих собой по происхождению этнический конгломерат, относится большинство «новых» наций Америки, в том числе и самая крупная из них, собственно американцы США. Этнический состав населения США отличается значительной пестротой.
Процесс «перемалывания» переселенцев из различных стран в общем «американском котле» тормозится устойчивостью этнических традиций иммигрантов, а также религиозными, языковыми, этническими и другими барьерами, возникающими уже в США. По крайней мере пятая часть современного населения США имеет двойное Э. с.. причисляя себя к американцам и в то же время сохраняя многие культурно-бытовые и языковые черты своего коренного этноса. Отсюда вполне понятны широко распространенные в США определения вроде: американцы ирландского или соответственно еврейского, русского, итальянского и т. п. происхождения. Такие же явления двойного Э. с. обычны и в других странах Северной и Южной Америки, где сложились новые народы, в состав которых вошли разнообразные местные (американские) и пришлые (преимущественно европейские и африканские) этнические элементы. Так, в латиноамериканских странах сохранились крупные индейские народы, говорящие на двух языках — своем родном и европейском (чаще всего испанском). Например, в Мексике такими двуязычными народами являются ацтеки, майя и некоторые др.; в Перу, Эквадоре и Боливии — кечуа. Ясно, что двойное Э. с. у перечисленных народов закономерно сочетается с двуязычием, вообще характерным для многих стран со сложным этническим составом населения.
Сознание своей этнической принадлежности является составным элементом обыденного сознания. В то же время этническое самосознание выступает как основной определитель национальности в переписях и других формах массового статистического учета населения. При этом этническая принадлежность (национальность) человека и его язык могут не совпадать, если он усвоил язык и культуру другой национальности. На уровне личности Э. с. меняется и порой довольно радикально на основе возрастных характеристик или жизненного опыта, уровня образования, а также в связи с разными жизненными ситуациями, в которых оказывается человек. Например. Э. с. человека, долгие годы проживающегося в иноэтничной среде или в тесном соприкосновении с ней, резко отличается от показателей самосознания недавно попавшего в подобную ситуацию. Наряду с этим существует феномен двойного Э. с. Обычно это имеет место в тех нациях, этнический состав которых составляют выходцы из разных стран. К числу таких наций, представляющих собой по происхождению этнический конгломерат, относится большинство «новых» наций Америки, в том числе и самая крупная из них, собственно американцы США. Этнический состав населения США отличается значительной пестротой.
Процесс «перемалывания» переселенцев из различных стран в общем «американском котле» тормозится устойчивостью этнических традиций иммигрантов, а также религиозными, языковыми, этническими и другими барьерами, возникающими уже в США. По крайней мере пятая часть современного населения США имеет двойное Э. с.. причисляя себя к американцам и в то же время сохраняя многие культурно-бытовые и языковые черты своего коренного этноса. Отсюда вполне понятны широко распространенные в США определения вроде: американцы ирландского или соответственно еврейского, русского, итальянского и т. п. происхождения. Такие же явления двойного Э. с. обычны и в других странах Северной и Южной Америки, где сложились новые народы, в состав которых вошли разнообразные местные (американские) и пришлые (преимущественно европейские и африканские) этнические элементы. Так, в латиноамериканских странах сохранились крупные индейские народы, говорящие на двух языках — своем родном и европейском (чаще всего испанском). Например, в Мексике такими двуязычными народами являются ацтеки, майя и некоторые др.; в Перу, Эквадоре и Боливии — кечуа. Ясно, что двойное Э. с. у перечисленных народов закономерно сочетается с двуязычием, вообще характерным для многих стран со сложным этническим составом населения.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.