Этничность

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этничность
общее для группы людей культурное наследие.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Этничность
одно из ключевых понятий современной этнологии, социологии, социальной / культурной антропологии, политологии. Введено в научный оборот Л. Уорнером и П. Лунтом (1942 г.), а также Д. Рисманом (1953 г.). Термин «э.» используется различными исследователями в разных смыслах, однако в научной литературе в целом выделяются три основных значения (аспекта) данного понятия: (а) форма меж группового взаимодействия, т. е. как сторона социального взаимодействия между группами, члены которых рассматривают себя («мы») как культурно отличающиеся от членов других групп («они»), с которыми они имеют какие-либо отношения; (б) качество группы, т. е. набор характеристик, или атрибутов, конституирующих этническую группу в качестве единой общности: территория, язык, историческая память в форме этноистории, общие культурные черты, самосознание, этноним и др.; (в) этническая идентичность, т. е. специфическая форма идентификации, заключающаяся в соотнесении индивидом некоторых составляющих собственной определенности с рядом характеристик группы, к которой он себя причисляет. Соответственно могут быть выделены интеракционный, атрибутивный и субъективно-символический аспекты э. Особая заслуга в разработке проблем э. принадлежит представителям британской, норвежской и российской школ социальной антропологии (этнографии), американской социологии. В современных социальных науках актуальными и значимыми вопросами являются: проблема природы этнических связей и отношений, связь э. и различных форм национализма, роль э. в качестве экономического и политического ресурса и т. д. Др социол. наук Н. Г. Скворцов.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

Этничность
(англ. ethnicity – этническая или расовая принадлежность), совокупность характерных специфических культурных признаков этноса, которая объединяет всех представителей данного этноса, а также отличает и отграничивает их от других народов, даже, если они близки в культурном отношении, или, когда тот или иной культурный признак является общим для нескольких этносов. Например, на английском языке говорят англичане, значительная часть шотландцев, англоканадцы, новозеландцы и др. народы. Другой пример, цыгане в разных государствах мира отличают себя не только от нецыган, но и от других групп цыган. Так, цыгане Венгрии чётко отграничивают себя от цыган Румынии, России и др.
Один и тот же конкретный набор «элементов этничности» характеризует только один этнос, осознаётся и принимается всеми его представителями и передаётся из поколения в поколение в течение столетий, хотя сообщества, в которых возникла и оформилась Э., менялись и преобразовывались. При этом сама Э. постоянно видоизменяется при сохранении изначальной («коренной») основы, созданной прежними поколениями.
Понятие «Э.» пришло в отечественную науку в 70-х гг. 20 в. из западной антропологии и этнологии. В настоящее время среди учёных нет единства в определении содержания понятия «Э.». Поэтому оно интерпретируется по-разному, в зависимости от принадлежности исследователя к тому или иному научному направлению.
В современной отечественной этнологии часто понятие Э. рассматривается как тожественное понятию «этникос». Кроме того, во многом содержание понятия Э. перекрывается с содержанием понятий «этнические свойства», «этническая культура», «этническая традиция», «этнический вкус» и целым рядом др., которые сложились и уже устоялись в отечественной этнологической и этнографической науке.
В современной этнопсихологии, этносоциологии, социальной антропологии понятие Э. рассматривается как синоним понятия «этническая идентичность».

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

ЭТНИЧНОСТЬ
Разновидность социальной идентичности, основанная на контрасте взаимоотношения с “другими” этносами и характеризующаяся символическим родством, территориальной, антропологической, культурной близостью. Антропологические исследования показывают, что этническая идентичность часто является реакцией на процесс модернизации. Еще в ХIХ в. многие теоретики полагали, что Э. и национализм утратят свое значение или даже исчезнут под влиянием модернизации, индустриализации и индивидуализации. На деле же наблюдается все большая актуальность этнической проблематики.
В западной социальной науке понятия “Э.” и “этническая группа” получили широкое распространение с 1960–1970-х гг.
В большинстве случаев эти термины использовались для классификации народностей, а также отношения между группами, осознающими свою культурную идентичность. Э. — это не столько вопрос особенностей отдельно взятых групп, сколько характеристика их взаимоотношений. Культурно очень близкие группы (например, с общим языком) могут относиться друг к другу как разные этносы (например, сербы и хорваты). Изменение конфессиональной принадлежности ведет к перемене этнической идентификации. Пересмотру этнической идентификации нередко способствует и раздельность определенной этнической группы административными или государственными границами (португальцы — галисийцы, немцы — австрийцы и т.д.). Этнический фактор нередко используется в качестве инструмента политической мобилизации. Включение новых этнических групп в традиционно сложившуюся систему отношений способствует созданию новой групповой идентичности на основе своих предпочтений и интересов. Артикуляция и лоббирование этих интересов осуществляются возникающими на этнической основе субъектами этнополитического действия — движениями, партиями, различными группами давления, имеющими этнический оттенок. К числу подобных интересов относится стремление к сохранению этнического своеобразия в стремительно унифицирующемся индустриализированном мире. Политические требования, как правило, формируются вокруг проблемы усиления статусных позиций представителей данного этноса или этнической группы в целом. Это повышение экономического статуса (контроль над природными ресурсами на занимаемой этносом территории), а также социально-политическое изменение профессионального, культурного статуса, правового обеспечения демографического роста этнической группы с набором обеспечения реальных условий равенства и закрепление привилегий за представителями той или иной этнической группы. Любая этническая группа формирует комплекс своих идентификационных символов, мифов (к примеру, миф об общем происхождении), ритуалов.
В этом смысле Э. имеет как политико-организационный, так и символический аспекты. Нередко это приводит к перерастанию националистических воззрений в этнократические доктрины, обосновывающие привилегированный статус представителей этнической группы на территории ее проживания по отношению ко всему остальному населению.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Этничность как актуальная проблема

Карчевский Лешек
Читать PDF
0.00 байт

Субъект и этничность в символическом интеракционизме

Бороноева Дарима Цыбиковна
Рассмотрена проблема «этнос и личность» сквозь призму методологического подхода, предложенного символическим интеракционизмом.
Читать PDF
0.00 байт

Этничность и СМИ: опыт освещения межэтнических конфликтов в современных средствах массовой информаци

Крынина Ольга Юрьевна
В статье рассмотрены проблемы освещения проблемы этничности в современных СМИ, роль и значимость СМИ в толерантном освещении межэтнического взаимодействия.
Читать PDF
0.00 байт

Этничность как фактор вариативности гендерных стереотипов

Рябова Т. Б.
Рассматривается проблема устойчивости/изменчивости социальных стереотипов.
Читать PDF
0.00 байт

Этничность в мультикультурном мегаполисе: этнокультурные татарские практики в США

Низамова Лилия Равильевна
Модерные этничности рассматриваются как пространство этнических различий и различений, в котором происходит воспроизводство отличительной системы этнокультурных практик в условиях индустриализма, секуляризации, урбанизированной и
Читать PDF
0.00 байт

Модерная этничность и ее модусы: теория и практики

Низамова Лилия Равильевна
В центре внимания находятся актуализация феномена этнического и его особенности в условиях современного (модерного) общества, усиливающаяся фрагментарность, вариативность и изменчивость этничности в обществе “высокого модерна” (по
Читать PDF
0.00 байт

Этничность в социальной структуре татар Казахстана*

Махмутов Зуфар Александрович, Титова Татьяна Алексеевна
B cтатьe рассматривается этническоe самосознаниe татар Республики Казахстан.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 03. 032. Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. С англ. ; нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа эк

Житенёв Д. С.
Читать PDF
0.00 байт

98. 01. 002. Бадер Ф. -М. Расизм, этничность, гражданство. Социологические и философские размышления

Гирко Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 004. Брубакер Р. , Ловеман М. , Стаматов П. Этничность как познание. Brubaker R. , Loveman

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Этничность этнонации: дифференциация концептуальных определений

Даллакян Камо Сарибекович
Дан анализ понятия «этничности» как совокупного этноопределяющего признака этнонации. Автор рассматривает этничность этнонации как инновационный теоретический концепт.
Читать PDF
0.00 байт

Этничность и социокультурный неотрадиционализм

Ахметова Шолпан Камалидиновна
В статье рецензируется монография С. А. Мадюковой и Ю. В.

Похожие термины:

  • этничность символическая

    по Герберту Гэнсу, предложившему концепцию «символической этничности», - новая форма этничности, возникающая в условиях неопределенности рефлексивного модерна, сущностными чертами которой явля