Этнос в узком смысле: исторически сформировавшаяся совокупность людей, обладающих общими особенностями культуры и чертами психики, сознанием всего единства и отличия от других совокупностей этнического характера.
Этникос
ЭТНИКОС
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Этникос
Этнос в узком смысле: исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и некоторыми соответствующими чертами психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же совокупностей. Противопоставлен более широкому термину «этносоциальный организм».
этникос
ethnikos греч. ethnikos ‘свойственный народу’ — термин отечественного историка и этнографа Ю.В. Бромлея (1982). - Этнокультурное единство представителей oдного и того же народа независимо от места проживания. Этнос — в узком смысле исторически сложившаяся общность людей с относительно стабильными особенностями культуры, психики, сознанием своей идентичности. например, украинцы, проживающие в Российской Федерации, Чехии, Канаде и других странах мира, представляют этникос. тж. национальность.
ЭТНИКОС
( в др.греч. - прилагательное от ethnos) - термин, введенный в 1970-х годах Ю.В.Бромлеем для обозначения общности, характеризующейся только собственно этническими свойствами. Эта разновидность этноса (см.) представляет собой исторически сложившуюся устойчивую межпоколенную совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (см. "Этноним"). Для Э. в отличие от этносоциального организма (см.) считается не обязательной принадлежность к определенной потестарно-политической целостности (государству), наличие территории, и соответственно - экономической и социально-классовой общности; различные части одного и того же Э. могут принадлежать к разным общественно-экономическим формациям. Например, единый Э составляют. все венгры (проживающие как в ВНР, так и в Румынии, ЧССР, Югославии, СССР, США, Канаде и т.д.). В современном русском языке термину Э. в известной мере соответствует слово "национальность", в том случае, когда под ним понимается совокупность лиц одной национальности независимо от их территориального размещения.
Многие советские ученые не пользуются термином Э., считая, что по существу он совпадает с термином и понятием этноса.
ЛИТ.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. Его же. Очерки теории этноса. М., 1982.
Ю.В.Бромлей
Многие советские ученые не пользуются термином Э., считая, что по существу он совпадает с термином и понятием этноса.
ЛИТ.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. Его же. Очерки теории этноса. М., 1982.
Ю.В.Бромлей
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
ЭТНИКОС
(от Греч, ethnicos- народный, свойственный народу) — термин, введенный в научный оборот академиком Ю. В. Бромлеем наряду с категорией этносоциальной общности. Э. выражает этнокультурное единство представителей одного и того же народа, независимо от места проживания. В современном русском языке Э. соответствует одно из значений слова «национальность», выражающее личную фиксацию этнической принадлежности человеком, группой людей в проводимых с этой целью опросах. Для Э. характерны единые этнические черты того или иного народа на всех этапах его развития. Для существования Э. важнейшее значение имеют межпоколенные (диахронные) информационные связи, а также самосознание составляющих его людей, включающее в той или иной форме представление об общности исторических судеб их предков. Э. следует отличать от этноса как этносоциального организма, обладающего территориальной, политической и социокультурной общностью. В отличие от него, Э. представляет собой совокупность лиц одной этнической принадлежности независимо от их территориальной расселенности. Части этноса, не входящие в этносоциальный организм, представляют собой этнические группы. Например, большая часть украинцев живет в Украине. Но миллионы их живут также в СНГ, Канаде, США, Австралии и др. странах. Они сохранили родной язык, отдельные особенности культуры, в том числе бытовой, и до сих пор (в большинстве) — сознание, что принадлежат к украинскому народу. Они входят в украинский Э.
Необходимо также иметь в виду, что Э. может и не представлять собой полностью однородную в этническом отношении целостность. Особенно это относится к тем случаям, когда Э. состоит из территориально разобщенных частей. В таких случаях отдельные части Э. нередко приобретают черты, характерные для окружающих их этнических образований. Э. наряду с основной своей частью (материнским этносом), включает в себя сравнительно небольшие обособленные от нее в пространственном отношении этнические группы, которые имеют единый этноним. В соотношении Э. и этносоциального организма выявляются две противоречивые тенденции. С одной стороны, наблюдается стремление каждого Э. к политическому самоопределению в той или иной форме (государство, автономия), что ведет ко все большему совпадению Э. и этносоциального организма; с другой — для 19-20 вв. характерны миграции крупных групп населения, в результате которых от многих этнических образований отрываются значительные их части и усиливается несовпадение между Э. и этносоциальным организмом.
Необходимо также иметь в виду, что Э. может и не представлять собой полностью однородную в этническом отношении целостность. Особенно это относится к тем случаям, когда Э. состоит из территориально разобщенных частей. В таких случаях отдельные части Э. нередко приобретают черты, характерные для окружающих их этнических образований. Э. наряду с основной своей частью (материнским этносом), включает в себя сравнительно небольшие обособленные от нее в пространственном отношении этнические группы, которые имеют единый этноним. В соотношении Э. и этносоциального организма выявляются две противоречивые тенденции. С одной стороны, наблюдается стремление каждого Э. к политическому самоопределению в той или иной форме (государство, автономия), что ведет ко все большему совпадению Э. и этносоциального организма; с другой — для 19-20 вв. характерны миграции крупных групп населения, в результате которых от многих этнических образований отрываются значительные их части и усиливается несовпадение между Э. и этносоциальным организмом.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Этникос
(от греч. ethnicos – народный, свойственный народу), одна из основных конкретных форм существования этноса, которая включает в себя только собственно этнические свойства и характеристики: этнический язык («родной язык»), народно-бытовую культуру, обрядовую деятельности, общее самосознание этническое, закреплённое в едином самоназвании (этнониме). Э. – исторически сложившаяся осознанная этнокультурная и языковая общность, которая присуща этносу, всем его частям и отдельным представителям, независимо от исторического периода, природно-географической и социальной среды их проживания. Это позволяет говорить о поляках Речи Посполитой и поляках 18 в., о поляках Польской Республики и Канады, как об общностях, одних и тех же по своим основным этническим параметрам. Э. – это результат совместной исторической практики ряда поколений людей, воплощённой в специфических материальных и духовных атрибутах этой общности и фиксированной в сознании её членов. Именно поэтому для существования Э. важнейшее значение имеют диахронные связи, которые обеспечивают межпоколенную передачу всей этнокультурной информации, а также самосознание этническое составляющих его людей, которое включает в той или иной форме представление об общности исторических судеб их предков (о «родной земле», «родном языке», вере в «родную кровь»). Таким образом, к единому Э. относятся все группы и индивиды данного этноса, не входящие в этносоциальный организм и вообще лишённые синхронных связей с какими-либо группами своих соотечественников. Например, к венгерскому Э. относятся все венгры в целом – расселенные в Венгерской республике, США, Румынии, Австрии и т.д.
В современном русском языке понятие Э. в большей или меньшей степени соответствует понятиям «национальность» и «национальная принадлежность», но не равно им.
Необходимо иметь в виду, что Э. может и не представлять собой полностью однородную в этническом отношении целостность. Это характерно для тех случаев, когда Э. состоит из территориально разобщённых частей. В такой ситуации отдельные части Э. нередко приобретают черты, свойственные для окружающих их этнических образований. Например, значительная часть поляков Канады в настоящее время двуязычна, а многие целиком перешли на английский язык и англифицировали свои индивидуальные имена и даже фамилии.
Термин «Э.» был предложен в 70-х гг. 20 в. Ю.В.Бромлеем при дальнейшей разработке теории этноса. Согласно этой теории в реальной объективной действительности этнос существует в двух основных формах: собственно этнической (этнос в узком значении) – Э. и как этносоциальный организм (этнос в широком значении).
Термин «Э.» используется, но не является общепринятым в отечественной науке, а в зарубежной – не употребляется.
В современном русском языке понятие Э. в большей или меньшей степени соответствует понятиям «национальность» и «национальная принадлежность», но не равно им.
Необходимо иметь в виду, что Э. может и не представлять собой полностью однородную в этническом отношении целостность. Это характерно для тех случаев, когда Э. состоит из территориально разобщённых частей. В такой ситуации отдельные части Э. нередко приобретают черты, свойственные для окружающих их этнических образований. Например, значительная часть поляков Канады в настоящее время двуязычна, а многие целиком перешли на английский язык и англифицировали свои индивидуальные имена и даже фамилии.
Термин «Э.» был предложен в 70-х гг. 20 в. Ю.В.Бромлеем при дальнейшей разработке теории этноса. Согласно этой теории в реальной объективной действительности этнос существует в двух основных формах: собственно этнической (этнос в узком значении) – Э. и как этносоциальный организм (этнос в широком значении).
Термин «Э.» используется, но не является общепринятым в отечественной науке, а в зарубежной – не употребляется.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005