ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Этноцентризм
практика оценки чужой культуры по стандартам родной

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Этноцентризм
уверенность в превосходстве собственной культуры

Источник: Социология девиантности: глоссарий

Этноцентризм
представление о превосходстве своей этнической группы.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Этноцентризм
тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Этноцентризм
присущее этническим группам восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

Этноцентризм
взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

Этноцентризм
тенденция оценивать другие культуры на основе собственной; вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими группами.

Источник: Социология.

Этноцентризм
свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать системы взглядов других народов, их нравы, обычаи сквозь призму традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса, который в этом случае выступает в качестве эталона или оптимизма.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Этноцентризм (ethnocentrism)
Восприятие идей и практик других культур в терминах собственной культуры, Этноцентрические суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентрист — человек, неспособный или нежелающий рассматривать другие культуры в рамках их собственных понятий.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Этноцентризм
(греч. ἔθνος — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие) — национальнополитическая концепция, рассматривающая собственный этнос и его культуру в качестве эталона, образца; склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
от греч. ethnos - племя, народ и лат. centrum - центр круга) - англ. ethnocentrism; нем. Ethnozentrismus. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Этноцентризм
практика оценки чужой культуры по стандартам родной, общее недоверие к иным культурам, сообществам и группам. Такая установка обычно основана на представлении о моральном и социальном превосходстве собственной группы или культуры. Таким образом, ценности своей культуры становятся обязательной нормой, в то время как убеждения, традиции и стандарты всех других групп обесцениваются.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Этноцентризм
совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликта в сфере этнонациональных отношений финансовая, торговая и др.), различные типы экономических отношений между отдельными индивидами, их различными общностями (коллективами, объединениями и т.п.).

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Этноцентризм
(от греч. ethnos – племя, народ и лат. centrum – середина круга). Етноцентризм. Ethnocentrism. 1. Тенденция воспринимать и судить о других людях (представителях разных этносов) и их обычаях с позиций собственной культуры, принимаемой за образец. 2. Метод познания, исключающий возможность использования универсальных критериев в сравнительном анализе явлений и процессов, принадлежащих разным культурам. См. также Культурный релятивизм и Позитивизм в социологии культуры.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
ETHNOCENTRISM) Термин, введенный в употребление У.Г. Самнером (Sumner, 1906). Он используется для обозначения установок, основанных на предубеждении, которые существуют в отношениях между теми, кто является, и теми, кто не является членами некоторой социальной группы. Посредством таких установок проводится четкое различие между «нашими» установками, обычаями и поведением, которые некритически рассматриваются как нечто безусловно высшее, и «их» социальными характеристиками. Термин «этноцентризм» используется также при критике социологов и антропологов, которые привносят (часто непреднамеренно) в свои исследования узкие, ограниченные допущения, характерные для их собственного общества. См. также: Культурный релятивизм; Понимание иных систем убеждений; Предубеждение.

Источник: Социологический словарь

Этноцентризм
(ethnocentrisme). Этот неологизм, созданный Уильямом Самнером в работе Folkways, обозначает позицию тех, кто считает, что их способ бытия, действия или мысли должен быть также предпочитаем и остальными. Основываясь на сильной идентификации индивида со своей группой и на его уверенности в ее превосходстве по некоторому набору ценностей, верований, представлений, этноцентризм является установкой, интеллектуальной позицией, при которой суждения о других выносятся на основании собственных привычных норм и правил, и таким образом создается разделение между «варварами» и «цивилизованными», зачастую во имя сохранения идеала «чистоты» или «подлинности». Как показали Мелвилл Херсковиц, Альфред Кребер или Клод Леви-Стросс, такое поведение сочетается с неприятием многообразия культур, и обычно это понятие рассматривается как синоним нетерпимости, ксенофобии, расизма и стигматизации.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
(от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) — понятие, введенное в науку Самнером («Folkways», 1906) и Гумпловичем («Rassenkampf», 1883) для объяснения межличностных и обществ, отношений, складывающихся внутри первобытной группы (или примитивного об-ва), и ее отношений с др. группами. Если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т. п. В основе этой двойственности лежит явление, названное Самнером «Э.» и определяемое им как универсальное свойство человека оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей той этнической группы, к к-рой он принадлежит. В последующие годы термин «Э.» нашел широкое применение в социологии и социальной психологии. В. В. Сапов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Этноцентризм
(от греч. ethnos – народ и лат. centrum – сосредоточение, центр), присущее людям свойство рассматривать, воспринимать и оценивать жизнь других народов сквозь призму традиций и ценности своей собственной этнической общности, которая рассматривается в качестве эталона. Тем самым своя этническая общность считается лучше, «правильнее» и ставится выше остальных. Э. связан с изначальным противопоставлением своей группы чужим («мы – они»), лежащим в основе самосознания этнического. Он уходит корнями в особенности психики человека, настороженно или враждебно реагирующей на все незнакомые явления (ксенофобия). Э. также обусловлен спецификой процесса этнокультурной социализации личности в определённой этнической среде, из которой он воспринимает бытующие в ней стереотипы, системы морально-этических норм и ценностей в качестве образцов и ориентиров мышления и поведения. Э. сильнее выражен у тех этнических общностей, которые долгое время жили в относительной изоляции.
Впервые понятие «Э.» было разработано в нач. 20 в. американским социологом У.Самнером, который отметил универсальный характер явления Э. у всех народов. Э. представляет собой неотъемлемое свойство человеческого сознания и является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
система взглядов, в к-рых жизнь др. народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнич. общности. Э. в бытовой сфере, на личност-но-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением "мы - они", к-рое лежит в основе этнич. идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое, и в конечном счете обусловлен этнокультурной апперцепцией, т. е. спецификой всего процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов и т. д. В более широких соц. группах Э. обусловлен также установками и представлениями, полученными в ходе школьного обучения и обществ. воспитания на родном языке, под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, средств массовой информации и т. д. На этом уровне Э. нередко смыкается с идеологией национальной (см.) и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни между ними. Э. обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к др. этносам, с ростом уважения к их культуре, с распространением интернационализма. Лит.: Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
это предубежденное отношение к внешней этнической группе, проявляющееся в нетерпимости и основанное на представлении о превосходстве образа жизни референтной группы. В научной литературе Э. как установка к межгрупповым отношениям изучается в трех аспектах: когнитивном, психологическом и поведенческом. В когнитивном аспекте Э. рассматривается как стереотипное предубеждение в отношении внешней этногруппы. Устойчивость этноцентристских стереотипов поддерживается этническими мифами и националистическими идеологиями, содержащими мифы. В психологическом аспекте исследование этноцентризма осуществляется путем анализа механизма замещения источников социального недовольства: этноцентристы изливают свой гнев на «козлов отпущения», несправедливо возлагают вину за социальные лишения на соседний народ, а не на правительство, допускающее ошибки в политики. Изучение этноцентризма в рамках поведенческого аспекта предполагает изучение степени выраженности Э. участников этнического конфликта. Выделяют два уровня Э.: оппозиционный и агрессивный. Оппозиционный Э. - это ослабление враждебной коммуникации и восстановление кооперативных связей, которые недостаточны для окончания конфликта; агрессивный Э. есть демонстрация желания или готовность этнической организацией применить вооруженную силу в борьбе за свои экономические и политические интересы.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

этноцентризм
ethnocentrism греч. ethnos ‘народ’ + -centrism ‘центр круга, средоточие’ — термин введен американским социологом У. Самнером (William Graham Sumner, 1906). - Предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений и других народов сквозь призму своих традиций и ценностей; неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой. Примером может служить деятельность миссионеров, ставящих целью обратить «дикарей» в свою веру. Вместе с тем этноцентризм — неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации. Доказано, что, с одной стороны, этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, но, с другой стороны, он выполняет важную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Выделяют три стадии этноцентризма: 1) отрицание различий (denial of difference) — индивид, не видя культурных различий, полагает, что его опыта достаточно, чтобы общаться с любым этнофором; 2) защита от различий (defense against difference) — человек начинает признавать культурные различия, но отрицательно оценивает «отклонения» в новой культуре от своей собственной и сожалеет, что окружающие не говорят и не ведут себя, как он; 3) минимизация различий (minimization of differences) — человек признает и усваивает поверхностные культурные различия (например, отличия в приеме пищи), приходит к выводу: «В конце концов все мы люди» (Janet M. Bennett, Milton J. Bennett & Margaret D. (Peggy) Pusch, 1997). Ср. этнорелятивизм.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
ethnocentrism) — 1. Отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы; способ восприятия собственной культурной группы (внутренней группы) относительно других (внешних групп). Термин внедрен У.Г. Самнером (1906) и включает убеждение, что собственная группа наиболее важна или выше в культурном отношении. Так, собственная культура рассматривается в расовом, нравственном и культурном отношении более ценной и значимой, чем другие, и становится подозрительным каждый из тех, кого считают посторонним. Это предполагает также неспособность подтвердить, что культурная дифференциация не подразумевает неполноценности этнически отличных групп. 2. Характеристика некоторых типов индивидуальности. Этноцентристская индивидуальность описана Т. Адорно и др. (1950) в "Авторитарной личности" (см. Авторитарная личность). Первоначально исследование было связано с социальными и психологическими аспектами антисемитизма, но развилось в изучение его более общих понятий. Адорно и др. занимались объяснением отношения к таким "внешним группам" в американском обществе, как гомосексуальные и этнические меньшинства, доказывая, что антагонизм (например, к евреям) редко существовал в изоляции. Они обнаружили, что этноцентризм обычно был связан с авторитаризмом, догматизмом, жестокостью политическим и экономическим консерватизмом, а также скрытой антидемократической идеологией. Враждебность к одной "внешней группе" (см. Внутренняя группа и внешняя группа) часто распространялась и проектировалась на другие. См. также Предубеждение; Дискриминация; Расизм; Отношение; Шкала отношений.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
(греч. θνος — народ, племя, лат. сentrum — центр круга, средоточие) — это механизм межэтнического восприятия, который заключается в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона; отношения предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы. Впервые определение этого понятия дал в 1906 г. американский ученый У. Самнер. По его мнению, этноцентризм — это такое “видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее”.
К основным показателям этноцентризма относят: 1) восприятие элементов своей культуры (норм, ролей, ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных; 2) рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных; 3) представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями “их” культуры. Однако встречается и более наивная форма этноцентризма, когда его носители убеждены, что “их” традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле. Последний из критериев свидетельствует об этноцентризме индивида.
И.Н. Тупицына
Лит.: Грушевицкая Т.Г. и др. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002; Стефаненко Т. Этноцентризм [Электрон. ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. URL: www.krugosvet.ru.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
(англ. - ethnocentrism; нем. - Ethnozentrismus) - система взглядов и представлений, в которой жизнь других народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности, которая, обычно, тем самым обычно ставится выше всех остальных; бывают, однако, и случаи, когда своя культура оценивается ниже, чем чужая. Понятие Э. было впервые предложено и развито в начале XX в. американским социологом В.Сэмнером, который отметил универсальный характер явлений Э. у всех народов мира и во все периоды истории человечества, но преувеличил его негативное воздействие на межэтнические контакты. Э. в бытовой сфере, на личностно-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением "мы" - "они", которое лежит в основе этнической идентификации; не случайно, что многие автоэтнонимы означают просто "мы - люди", а другие следовательно - не вполне "люди" (см. также "Трибализм"). Э. уходит своими корнями в особенности психики, негативно или настороженно реагирующей на все незнакомое (см. Ксенофобия) и в конечном счете обусловлен этно-культурной апперцепцией, т.е. спецификой всего процесса социализации личности в определенной этно-культурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов, системы ценностей и т.д. В более широких социальных группах Э. обусловлен также установками и представлениями, полученными в ходе школьного обучения и общественного воспитания на родном языке, под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, средств массовой информации) и т.д. На этом социальном уровне Э. нередко превращается в "групповой нарциссизм", смыкается с идеологией национализма (см.) и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни и вражды между ними. Э. обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к другим народам, с ростом уважения к их культуре, с распространением идеологии интернационализма (см.).
ЛИТ.: Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. В кн. Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979.
Snyder L.L. Encyclopedia of nationalism. N.Y., 1990.
Livine R.A. Campbell D.T. Ethnocentrism. Theoria of Conflict.
Ethnic attitude and group behavior. N.Y., 1972.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Этноцентризм
(гр. ethnos народ, племя и лат. centrum средоточие) — оценка всех общественных явлений сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, предпочтение образа жизни, культуры, традиций, быта своего этноса перед другими этническими группами, абсолютизация этнических признаков народов. Понятие э. ввел в науку на рубеже XIX–XX вв. американский социолог Т. Сэмнер. Абсолютизируя чувство принадлежности к определенной этнической группе, он считал, что история отдельных, замкнутых групп есть история их борьбы с другими группами, выработки э. и консолидации этноса на его основе, проявления вражды и подозрительности к членам других групп. Зарубежные этнографы по-разному объясняют причины происхождения э. Одни считают, что его основой является борьба за обладание природными ресурса ми и потому э. — своеобразная реакция на конфликт и угрозу со стороны других групп. Другие, начиная от З.Фрейда, объясняли его происхождение психологическими факторами, считая агрессивность человека, в том числе и этническую, врожденной. Некоторые исследователи объясняли э. неравномерностью экономического, социального, культурного развития этнических групп, рассматривали его как своего рода реакцию на языковые, культурные, бытовые барьеры в ходе межэтнической коммуникации. Значение э. неоднозначно и должно оцениваться каждый раз в зависимости от социальных условий и политической направленности. На ранних этапах этногенеза он играл некоторую позитивно защитную роль в становлении этносов. Однако как оформившаяся идейно-культурологическая концепция э. имеет негативное содержание, противопоставляя одни этносы другим, препятствуя налаживанию контактов между ними. В политическом отношении э. является разновидностью национализма. Используется в качестве основы и прикрытия этнократизма — политического режима, при котором власть принадлежит представителям только данного этноса, тогда как права этнических меньшинств, независимо от их численности, игнорируются и ущемляются (Эстония, Латвия, Турция и др.). Практика исторического развития народов свидетельствует, что э. не приносит народам ни мира, ни процветания, зачастую провоцируя этнические конфликты и войны (проблемы Ольстера, Карабаха и др.). Его ограниченность и негативные последствия преодолеваются в процессе развития равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов, их взаимопомощи, расширения духовного общения, обмена материальными и духовными ценностями. Др филос. наук А. О. Бороноев.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
(от греч. ethnos- народ+лат. centrum — средоточие) — система взглядов, в которой жизнь других народов рассматривается сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса (рассматриваемого как эталон), и которая считает «свой» этнос лучше остальных. Этот термин указывает на существование определенных предубеждений в отношениях между теми, кто является и кто не является членами данной этнической группы. «Мы» — универсальная психологическая форма самосознания всякой общности людей, но она всегда подразумевает противопоставление каким-либо — то определенным, то неопределенным — «они». В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они», причем установки, обычаи и поведение, характеризующие «нас», некритически рассматриваются как безусловно высшие по отношению к «их» этническим характеристикам. Понятие «Э.» впервые предложено в начале XX в. американским ученым У. Г. Сэмнером, отметившим универсальный характер явлений Э. у всех народов. Э. связан с изначальным противопоставлением своей группы чужим («мы» — «они»), лежащим в основе этнического самосознания, и уходит корнями в особенности психики, настороженно или враждебно реагирующей на незнакомые явления (ксенофобию), что во многом определяет специфику социализации личности в этнокультурной среде. Немалая роль в формировании Э. принадлежит, в частности, установкам и представлениям, полученным в семье, в ходе школьного образования и общественного воспитания, под воздействием этнически окрашенных литературы и искусства, этнически ориентированных средств массовой информации и т. п. Э. многолик. Он является глубинным субстратом и шовинизма, и патриотизма. Э. — неотъемлемая принадлежность человеческого сознания, и он в определенном контексте морально оправдан — в том случае, если он сочетается с терпимостью к укладу жизни и культуре других народов, уважением к человеческой личности. В сознании человека, сочетающего преданность своему народу с уважением к человечеству, Э. превращается в патриотическое чувство. Э. в своем другом качестве — примитивного группового эгоизма — в условиях правового государства существует скрытно.
Государство рассматривает человека как гражданина, а не как члена этнической общности и препятствует возгоранию этнической вражды. Э. в своем древнем обличье пробуждается там, где люди перестали верить в справедливость общественного и государственного порядка, где общество потеряло духовные ориентиры. В таком государстве уже трудно сдержать разрушительные этнические страсти. И чем больший простор получает групповой эгоизм, чем бесцеремоннее выдвигаются этнические приоритеты, тем жестче утверждает себя Э., постепенно отодвигая в сторону те социальные устремления, которые были свойственны начальным этапам этнических движений. И тогда политические акции становятся способом, с помощью которого происходит возвеличивание этнической группы. Этничность, начавшись как здоровое желание этнической общности отстоять свою самобытность, нередко перерастает в озлобленный национализм.
Негативный оттенок в этнических ориентациях под воздействием Э. особенно часто проявляется при неблагоприятных социальных и культурных обстоятельствах. Возведение же этноцентристского характера отношения к другим народам во всеобщий закон (т. н. синдром Э.) неизбежно ведет к признанию закономерности этнофобизма.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона.
Термин "Э." был впервые предложен в 1906 У. Самнером в работе "Народные обычаи" ("Folkways"). Анализируя особенности внутри- и межгрупповых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что Э., проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, неизбежно порождает более негативное отношение к чужим группам, что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгрупповых отношениях. Фрейд рассматривал Э. как переориентированное выражение индивидуального нарциссизма. Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпретируется как психологический механизм, который обеспечивает самосохранение этноса путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, Э. является универсальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочисленные факты, выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедительным опровержением универсальности положений теории Э. по Самнеру. Эмпирические данные показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантности и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение понятия "Э." значительно изменилось. Э. все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофобизм", рассматривается прежде всего как тенденция предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный Э.", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгрупповым различиям также проявление стремления понять и без предубежденности оценивать чужую культуру. Проявление Э. может приобретать разную степень выраженности, причины которой связывают как с особенностями самих этнических групп, так и с характером межэтнических отношений, с социальными условиями межэтнического взаимодействия, а также с результативностью последнего (его успешностью или неуспешностью). В условиях этнополитического конфликта воинственный Э. может проявляться от ненависти чужих этногрупп, навязывания им своих ценностей до крайних форм делегитимизации, предполагающей исключение враждебной группы из рода человеческого и оправдывающей любые средства насилия над ней вплоть до уничтожения. Возникновению Э., с точки зрения разных авторов, способствуют такие факторы, как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этногрупп, ожидание внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д.Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса в системе межэтнических отношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита от мигрантов коренным этносом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Являясь одним из механизмов сплочения этноса, Э. зачастую целенаправленно стимулируется и эксплуатируется идеологическими и политическими структурами в целях быстрой и эффективной этнополитической мобилизации и консолидации.
Л.И. Науменко

Источник: Социология: энциклопедия