ЭТНОЭКОНОМИКА
Этноэкономика
Учение о территориальных хозяйственных системах, развивающихся под заметным влиянием этнических особенностей местного населения (традиций, нравов, обычаев и т.д.).
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ЭТНОЭКОНОМИКА
научная дисциплина, сложившаяся на стыке этнологии и экономики и изучающая особенности традиционной хозяйственной деятельности у народов в связи с особенностями природной среды, материальной и отчасти духовной культуры, социальной организации и т. д. В этнологической литературе термин «Э.» относится главным образом к особенностям процесса производства прошлых эпох и к экономике сельских общин. В последние десятилетия Э. изучает традиционную экономику и социальную организацию развивающихся стран с целью выявления того, что е них препятствует, а что способствует экономическому развитию, а также найти наиболее приемлемый способ восприятия этими странами новых экономических и социальных институтов. Но и на Западе Э. уделяется серьезное внимание. Толчком к изучению этнокультурных особенностей трудового поведения (в том числе и работников самых современных производств) послужили нужды производства, стремление к повышению производительности труда за счет эксплуатации специфических (национально-культурных) характеристик рабочей силы. Особую роль в стимулировании исследований подобного рода играют требования транснациональных корпораций, которые хотят при размещении предприятий и организаций производственного процесса максимально учитывать традиционные трудовые навыки своих потенциальных работников.
Этнические группы в больших странах продолжают играть свою роль в профессионально-отраслевом разделении труда, так сказать, горизонтального типа, связанном не с социально-экономическим неравенством, а с трудовым опытом и культурными традициями. Интересен опыт японского менеджмента по организации промышленного производства с учетом этнокультурных особенностей рабочей силы. Усилия японских предпринимателей, по-мнению ряда зарубежных и российских исследователей, были направлены на культивирование корпоративной (общинной) морали среди работников современных крупных промышленных предприятий. Неизбежность и регулярность повышения заработной платы с возрастом (молодежь не завидует, поскольку знает; до нее тоже с годами дойдет черед), связанные обычно опять-таки с возрастом повышения в должности у технической интеллигенции — вот некоторые средства воспитания такой морали. Необходимо, однако, добавить, что все это применяется главным образом на крупнейших фирмах и относится примерно к одной пятой трудящихся в промышленности.
Кроме того, промышленники с выгодой для себя используют традиционные трудовые навыки японских рабочих, связанные с древним искусством миниатюризации (широко известны бонсай и нэцке — карликовые деревья и миниатюрные статуэтки). По словам японского исследователя М. Моритани, кропотливый труд, создавший изысканные миниатюрные шедевры, живет в производимых сегодня миниатюрных и высокоточных промышленных изделиях. В Российской Федерации предстоит изучить традиции коренного населения различных регионов страны для выявления устойчивых ориентации и стереотипов поведения на производстве. В этой связи заслуживают внимания предложения о составлении по регионам России «реестра», который отразил бы в систематизированном виде этнокультурные традиции в производстве. Такой «реестр» позволил бы установить меру развитости требуемых именно для конкретных производств и профессий трудовых навыков у представителей каждой этнокультурной общности и размещать новые производственные мощности в соответствии с полученными выводами.
Этнические группы в больших странах продолжают играть свою роль в профессионально-отраслевом разделении труда, так сказать, горизонтального типа, связанном не с социально-экономическим неравенством, а с трудовым опытом и культурными традициями. Интересен опыт японского менеджмента по организации промышленного производства с учетом этнокультурных особенностей рабочей силы. Усилия японских предпринимателей, по-мнению ряда зарубежных и российских исследователей, были направлены на культивирование корпоративной (общинной) морали среди работников современных крупных промышленных предприятий. Неизбежность и регулярность повышения заработной платы с возрастом (молодежь не завидует, поскольку знает; до нее тоже с годами дойдет черед), связанные обычно опять-таки с возрастом повышения в должности у технической интеллигенции — вот некоторые средства воспитания такой морали. Необходимо, однако, добавить, что все это применяется главным образом на крупнейших фирмах и относится примерно к одной пятой трудящихся в промышленности.
Кроме того, промышленники с выгодой для себя используют традиционные трудовые навыки японских рабочих, связанные с древним искусством миниатюризации (широко известны бонсай и нэцке — карликовые деревья и миниатюрные статуэтки). По словам японского исследователя М. Моритани, кропотливый труд, создавший изысканные миниатюрные шедевры, живет в производимых сегодня миниатюрных и высокоточных промышленных изделиях. В Российской Федерации предстоит изучить традиции коренного населения различных регионов страны для выявления устойчивых ориентации и стереотипов поведения на производстве. В этой связи заслуживают внимания предложения о составлении по регионам России «реестра», который отразил бы в систематизированном виде этнокультурные традиции в производстве. Такой «реестр» позволил бы установить меру развитости требуемых именно для конкретных производств и профессий трудовых навыков у представителей каждой этнокультурной общности и размещать новые производственные мощности в соответствии с полученными выводами.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.