Этногенез
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Источник: География населения. Словарь терминов.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
В первом случае Э. - сложение новых этносов (см.) на базе различных компонентов. Чаще всего Э. - результат взаимодействия нескольких этнических общностей, иногда - очень сильная трансформация первоначального этноса. Э. - начальный этап этнической истории народа, одним из наиболее наглядных рубежей которого выступает возникновение сравнительно устойчивого этнического самосознания и самоназвания у новой общности. Поэтому предложение о разделении "этногенеза" и "этнической истории" как якобы самостоятельных явлений (В.П.Алексеев) представляется недостаточно обоснованным.
Могут быть выделены три историко-стадиальных этапа Э. Первый (палеоэтногенез) - формирование этнических общностей разного токсономического уровня (в том числе этнолингвистических метаобщностей) (см. Метаэтнос) в первобытном обществе. Второй тип (мезоэтногенез) - возникновение в условиях перехода от доклассовых к раннеклассовым обществам "народностей" (см.); важная роль при этом нередко принадлежит переселениям и смешениям народов, взаимодействию этнических субстрата и суперстрата (см.). Третий тип (неогенез) относится к этническим процессам развитых классовых обществ, в ходе которых в результате взаимодействия нескольких преимущественно сложившихся этносов или их частей (нередко переселенцев) складываются новые этнические общности (таково, напр., происхождение большинства современных этнических общностей Америки).
Таким образом, хотя Э. обычно ассоциируется с отдаленным прошлым, в действительности он относится и к современности; более того, не исключено, что новые этнические общности могут возникать в будущем.
Э. в большинстве случаев - результат взаимодействия всех разновидностей объедини тельных этнических процессов (см.), особенно - консолидации (см.) и метаэтнической миксации (см.); вместе с тем новые этносы возникают и в результате разделительных или дивергентных этнических процессов.
Изучение Э. (особенно применительно к ранним этапам) требует комплексного подхода с привлечением данных этнографии, этнической антропологии, археологии, этнолингвистики, фольклористики и т.д.
Своеобразную концепцию Э. предложил Л.Н.Гумилев, связавший его с деятельностью особых людей - пассионариев, которые появляются в некоторых особых в природном отношении районах мира вследствие мутагенного воздействия космических лучей. Среди советских этнологов эта концепция не получила распространения.
ЛИТ.: Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Сов.этнография, 1949, N 3.
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1982.
Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.
Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности (о концепции этноса и этнической истории, предложенной Л.Н.Гумилевым) // Сов.этнография, 1990, N 4.
Ю.В.Бромлей
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
Следовательно, правомерно говорить об Э. как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов, так как эти формы связаны с фазами Э. и господствующими в них императивами поведения. Чтобы уловить механизм становления этноса и проследить его эволюцию, вплоть до полного исчезновения или перехода в стабильные реликтовые формы, нужно обратиться к истории, например к Э. римского народа, византийцев, древних турок. Следует отметить, что и у других народов закономерность процесса Э. была принципиально такой же, разумеется, с учетом локальных особенностей. Согласно преданию, Рим был основан в 754 г. до н. э. группой беглецов из разных племен, объединившихся для совместной жизни на семи холмах. Первый период, до 510 г. до н. э., это поселение находилось, по-видимому, под верховной властью этрусских царей, а после составляло самостоятельную республику. Поэтому целесообразно принимать за исходную дату Э. именно 510 г. до н. э., когда новый этнос впервые заявил о своем самостоятельном существовании и самоопределился. Этот период можно назвать фазой исторического становления Следующий период ознаменовался завоеваниями, продолжающимися до середины II в. до н. э., когда Рим сокрушил своих соперников: Карфаген, Македонию и греческие государства. Этот период можно назвать начальной фазой исторического существования. Эта система, несмотря на ряд кризисных моментов, на короткое время прерывавших спокойное течение жизни, сохранилась до смерти Марка Аврелия (180 г. н. з.). Это конечная фаза исторического существования. Следующим периодом развития римского этноса следует считать его ослабление и растворение среди завоеванных народов («провинциалов»). Однако это не было концом римского этноса, который продолжал существовать, ассимилировав через распространение языка и культуры население провинций (романизация). Стереотип поведения и структура оставались прежними — римскими. Так постепенно римский этнос превратился в романскую суперэтническую целостность. Римляне стали сливаться с провинциалами. Это, по существу, фаза исторического упадка этноса. Умирание шло как путем физического вырождения основных носителей изначальных традиций, так и путем их поглощения христианскими общинами, закончившегося к концу IV в. при императоре Феодосии. Часть населения, оставшаяся после исчезновения римской этнической традиции, вошла в зародившуюся перед этим и находившуюся на подъеме новую этническую традицию, которую стали называть «византийской». Фаза этнического становления «византийцев» приходится на III в. Несмотря на жестокие гонения христианская община разрослась до пределов Римской империи. Однако этнические особенности народов, ставших христианами, настолько разнились друг от друга, что уже к VII в. можно говорить о византийской суперэтнической культуре, но не о едином этносе, каковым оставалось население Малой Азии и южной части Балканского полуострова.
После фазы исторического существования, к концу XI в., сила и энергия византийского этноса ослабели. Византийская империя потеряла Малую Азию, Сербию и подверглась нападениям норманнов, разоривших Эпир и Македонию. В конце XII в. возник конфликт между греками и «франками» (т.е. западноевропейцами), захватившими в 1204 г. Константинополь, Македонию и Грецию. Живые силы византийского этноса сохранились только на окраинах империи — в Малой Азии и Эпире. Они и положили начало последней византийской династии — Палеологов. По существу, время правления Палеологов (1251-1453) было медленной агонией византийского государства и этноса, т.е. фазой исторического упадка. После падения Константинополя (1453 г.) остатки византийцев, как исторический реликт, влачили свое существование несколько столетий под властью турецких султанов. Следует отметить, что относительная длительность разных фаз Э. может быть весьма различной. Фаза исторического становления непродолжительна, процесс идет весьма интенсивно. Фаза исторического существования у большинства этносов длиннее предыдущей, ибо именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Фаза исторического упадка может особенно сильно варьировать по своей протяженности, т. к. она зависит как от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определенной степени развития материального базиса, накопленного за предшествовавший период, физико-географических условий ареала и состояния смежных этносов. Наконец, фаза исторических реликтов уже целиком зависит от историко-географических особенностей данной территории.
В целом можно выделить три основных исторических типа Э.
1. Палеоэтногенез — формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
2. Мезоэтногенез - возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся настадиимежду племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.
3. Неогенез — Э. Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях Э. См.: Этнические процессы, Этнология. Этнос.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.