Этногенез

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Этногенез
процесс развития этнической системы от ее возникновения до исчезновения.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Этногенез
(этническая история) - процесс происхождения народов и этносов. Характеризуется сложным переплетением биологических и социальных факторов.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ЭТНОГЕНЕЗ
от греч. ethnos - племя, народ и genos - развитие) - англ. ethnogeny; нем. Ethnogenese. Процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭТНОГЕНЕЗ
процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах: - эволюция этноса, т.е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса; - трансформация этноса – это резкое изменение признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

Этногенез
основное понятие теории Л.Н. Гумилева, процесс становления этноса от момента его возникновения до исчезновения. Средняя продолжительность жизни этноса составляет 1200—1500 лет. Основной принцип этногенеза — угасание импульса в следствии энтропии, т.е. утрата пассионарности системы из-за сопротивления окружающей среды — этнической и природной. Стадии (фазы) этногинеза: подъема, акматическая, надлома, инерционная, обскурации и мемориальная.

Источник: География населения. Словарь терминов.

Этногенез
(от греч. ethnos – народ и genesis – происхождение, возникновение), процесс происхождения этносов, включающий в себя как начальные этапы зарождения и возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнокультурных, языковых и отчасти антропологических особенностей. Э. связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания этнического. Важнейший признак успешного Э. – возникновение нового самосознания этнического. Выделяют три исторических типа Э.: палеоэтногенез, мезоэтногенез и неоэтногенез.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Этногенез
процесс возникновения и развития общества в его конкретных локально-этнических формах, стадии развития этносов, как связующего звена взаимодействия природного и социального начал в человеке. Предполагает наличие этносферы — условий становления и эволюции человека, пограничной области взаимосвязи социального и природного, определяющей энергетические свойства этноса, его способность к изменению окружающей среды в результате деятельности как субъекта истории. В процессе э. происходило сложное взаимодействие этносов, в ходе которого менялся этнический состав населения. Системным показателем такой взаимосвязи на протяжении всей эволюции этносов, по теории Л. Н. Гумилева, является его пассионарная активность. В развитии э. ученый выделяет определенные стадии, периоды: подъема, расцвета, упадка и затухания. Данные выводы подтверждаются историческим анализом существования многих локальных цивилизаций, однако еще не получили обоснования с позиций развития человечества как целостного сообщества. Анализируя процесс э., академик Ю. В. Бромлей показал в ходе его возрастающее значение социального, особенно духовного, фактора. Он впервые ввел понятие «типы этносов», рассматривая таковыми родоплеменные организации, народности, нации, региональные цивилизационные сообщества, которые позволяют определять его как процесс, зависимый от исторических этапов развития самого общества. Особую актуальность проблема э. приобретает в современном обществе в связи с формированием мировых цивилизаций как наднациональных и надэтнических сообществ, общемировой кризисной ситуацией, наличием глобальных проблем, необходимостью решения вопроса выживания самого человечества. Переход цивилизационного процесса на информационно технологическую основу, затрагивающий самые глубинные основы этнического бытия народов, не означает прекращения э., а требует нахождения его новых социальных форм, связанных с существованием мировых цивилизаций. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

ЭТНОГЕНЕЗ
(от греч. ethnos - народ и genesis - рождение, происхождение; англ.- ethnogenesis; нем. - Ethnogenose) - термин употребляется в двух значениях; в иногда встречающемся (гл.обр. у Л.Н.Гумилева и его последователей) Э. - по-существу вся этническая история человечества.
В первом случае Э. - сложение новых этносов (см.) на базе различных компонентов. Чаще всего Э. - результат взаимодействия нескольких этнических общностей, иногда - очень сильная трансформация первоначального этноса. Э. - начальный этап этнической истории народа, одним из наиболее наглядных рубежей которого выступает возникновение сравнительно устойчивого этнического самосознания и самоназвания у новой общности. Поэтому предложение о разделении "этногенеза" и "этнической истории" как якобы самостоятельных явлений (В.П.Алексеев) представляется недостаточно обоснованным.
Могут быть выделены три историко-стадиальных этапа Э. Первый (палеоэтногенез) - формирование этнических общностей разного токсономического уровня (в том числе этнолингвистических метаобщностей) (см. Метаэтнос) в первобытном обществе. Второй тип (мезоэтногенез) - возникновение в условиях перехода от доклассовых к раннеклассовым обществам "народностей" (см.); важная роль при этом нередко принадлежит переселениям и смешениям народов, взаимодействию этнических субстрата и суперстрата (см.). Третий тип (неогенез) относится к этническим процессам развитых классовых обществ, в ходе которых в результате взаимодействия нескольких преимущественно сложившихся этносов или их частей (нередко переселенцев) складываются новые этнические общности (таково, напр., происхождение большинства современных этнических общностей Америки).
Таким образом, хотя Э. обычно ассоциируется с отдаленным прошлым, в действительности он относится и к современности; более того, не исключено, что новые этнические общности могут возникать в будущем.
Э. в большинстве случаев - результат взаимодействия всех разновидностей объедини тельных этнических процессов (см.), особенно - консолидации (см.) и метаэтнической миксации (см.); вместе с тем новые этносы возникают и в результате разделительных или дивергентных этнических процессов.
Изучение Э. (особенно применительно к ранним этапам) требует комплексного подхода с привлечением данных этнографии, этнической антропологии, археологии, этнолингвистики, фольклористики и т.д.
Своеобразную концепцию Э. предложил Л.Н.Гумилев, связавший его с деятельностью особых людей - пассионариев, которые появляются в некоторых особых в природном отношении районах мира вследствие мутагенного воздействия космических лучей. Среди советских этнологов эта концепция не получила распространения.
ЛИТ.: Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Сов.этнография, 1949, N 3.
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1982.
Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.
Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности (о концепции этноса и этнической истории, предложенной Л.Н.Гумилевым) // Сов.этнография, 1990, N 4.
Ю.В.Бромлей

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

ЭТНОГЕНЕЗ
(от лат. ethnos — народ и genesis — возникновение, происхождение) — процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей. Э. связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания, сопряжен с процессом взаимодействия человеческих рас. Важной характеристикой этнической общности служит ее этноним. Однако связь этих факторов, как правило, достаточно опосредована. Практически все известные этносы складывались сложным путем, из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством. В отечественной этнологии основателем научной теории Э. является Л. Н. Гумилев, соединивший геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок — подъем — перегрев — упадок — затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе). Л. Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы Э. разворачиваются единообразно, т.е. смена фаз Э. в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200-1500 лет. Для объяснения этого феномена Л. Н. Гумилевым была предложена концепция пассионарности, связывающая смену фаз Э. с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических коллективов.
Следовательно, правомерно говорить об Э. как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов, так как эти формы связаны с фазами Э. и господствующими в них императивами поведения. Чтобы уловить механизм становления этноса и проследить его эволюцию, вплоть до полного исчезновения или перехода в стабильные реликтовые формы, нужно обратиться к истории, например к Э. римского народа, византийцев, древних турок. Следует отметить, что и у других народов закономерность процесса Э. была принципиально такой же, разумеется, с учетом локальных особенностей. Согласно преданию, Рим был основан в 754 г. до н. э. группой беглецов из разных племен, объединившихся для совместной жизни на семи холмах. Первый период, до 510 г. до н. э., это поселение находилось, по-видимому, под верховной властью этрусских царей, а после составляло самостоятельную республику. Поэтому целесообразно принимать за исходную дату Э. именно 510 г. до н. э., когда новый этнос впервые заявил о своем самостоятельном существовании и самоопределился. Этот период можно назвать фазой исторического становления Следующий период ознаменовался завоеваниями, продолжающимися до середины II в. до н. э., когда Рим сокрушил своих соперников: Карфаген, Македонию и греческие государства. Этот период можно назвать начальной фазой исторического существования. Эта система, несмотря на ряд кризисных моментов, на короткое время прерывавших спокойное течение жизни, сохранилась до смерти Марка Аврелия (180 г. н. з.). Это конечная фаза исторического существования. Следующим периодом развития римского этноса следует считать его ослабление и растворение среди завоеванных народов («провинциалов»). Однако это не было концом римского этноса, который продолжал существовать, ассимилировав через распространение языка и культуры население провинций (романизация). Стереотип поведения и структура оставались прежними — римскими. Так постепенно римский этнос превратился в романскую суперэтническую целостность. Римляне стали сливаться с провинциалами. Это, по существу, фаза исторического упадка этноса. Умирание шло как путем физического вырождения основных носителей изначальных традиций, так и путем их поглощения христианскими общинами, закончившегося к концу IV в. при императоре Феодосии. Часть населения, оставшаяся после исчезновения римской этнической традиции, вошла в зародившуюся перед этим и находившуюся на подъеме новую этническую традицию, которую стали называть «византийской». Фаза этнического становления «византийцев» приходится на III в. Несмотря на жестокие гонения христианская община разрослась до пределов Римской империи. Однако этнические особенности народов, ставших христианами, настолько разнились друг от друга, что уже к VII в. можно говорить о византийской суперэтнической культуре, но не о едином этносе, каковым оставалось население Малой Азии и южной части Балканского полуострова.
После фазы исторического существования, к концу XI в., сила и энергия византийского этноса ослабели. Византийская империя потеряла Малую Азию, Сербию и подверглась нападениям норманнов, разоривших Эпир и Македонию. В конце XII в. возник конфликт между греками и «франками» (т.е. западноевропейцами), захватившими в 1204 г. Константинополь, Македонию и Грецию. Живые силы византийского этноса сохранились только на окраинах империи — в Малой Азии и Эпире. Они и положили начало последней византийской династии — Палеологов. По существу, время правления Палеологов (1251-1453) было медленной агонией византийского государства и этноса, т.е. фазой исторического упадка. После падения Константинополя (1453 г.) остатки византийцев, как исторический реликт, влачили свое существование несколько столетий под властью турецких султанов. Следует отметить, что относительная длительность разных фаз Э. может быть весьма различной. Фаза исторического становления непродолжительна, процесс идет весьма интенсивно. Фаза исторического существования у большинства этносов длиннее предыдущей, ибо именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Фаза исторического упадка может особенно сильно варьировать по своей протяженности, т. к. она зависит как от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определенной степени развития материального базиса, накопленного за предшествовавший период, физико-географических условий ареала и состояния смежных этносов. Наконец, фаза исторических реликтов уже целиком зависит от историко-географических особенностей данной территории.
В целом можно выделить три основных исторических типа Э.
1. Палеоэтногенез — формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
2. Мезоэтногенез - возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся настадиимежду племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.
3. Неогенез — Э. Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях Э. См.: Этнические процессы, Этнология. Этнос.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Этногенез в локальных сообществах на Юге России в условиях транзитивных социальных трансформаций

Барбашин Максим Юрьевич
В статье рассматриваются методологические возможности и структурные проблемы применения теории неоинституционализма к анализу этногенеза в локальных сообществах на Юге России.
Читать PDF
0.00 байт

Урбанизация и этногенез

Соловьев Евгений Викторович
В статье анализируются изменения, происходящие в системе расселения на-селения Земли под воздействием урбанизации и их влияние на этническую жизньобщества.
Читать PDF
0.00 байт

Барбашин М. Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в ло

Юсупова Г.И.
Читать PDF
0.00 байт

Этногенез и «Национально-региональный компонент»

Белогуров А.
Читать PDF
0.00 байт

Этногенез и социогенез: проблемы взаимодействия

Петрова Ирина Александровна, Кибасова Галина Петровна, Жура Виктория Валентиновна
В статье выявляются место и роль этнической составляющей в развитии общества, детерминированых биосоциальной природой этноса. Анализируются механизмы этнических и социальных взаимодействий в исторической динамике.
Читать PDF
0.00 байт

Институциональный распад в социально-политических этногенезисных процессах

Барбашин М. Ю.
В статье анализируется социальное воздействие распада этнических институтов в языковой и религиозной сферах на процессы формирования новой этнической идентичности и субэтнических групп.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное значение процессов институционального распада для современного этногенеза

Барбашин Максим Юрьевич
В статье анализируется социальное воздействие распада этнических институтов в языковой и религиозной сферах на процессы формирования новой этнической идентичности и субэтнических групп.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева как методологическая основа исследования качества социального ка

Нугаев Магдий Алимжанович
В статье рассмотрены основные положения теории этногенеза Л.Н. Гумилева, а также предпринята попытка при помощи методологического инструментария этой теории проанализировать данные проведенного в 2012 г.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о модели этногенеза Л. Н. Гумилева

Басаева Елена Казбековна, Каменецкий Евгений Самойлович, Хосаева Зарина Хетаговна
Чтобы сохранить основные положения теории Гумилева и избежать дополнительных гипотез о причинах пассионарного толчка и изменения числа пассионариев в процессе развития этноса, сделано предположение, что доля рождающихся пассионари
Читать PDF
0.00 байт

Этногенезис систем средств массовой коммуникации (ССМК): от проторекламы до политического брендинга

Музыкант Валерий Леонидович
Этногенезис систем средств массовой коммуникации (ССМК) охватывает структурные изменения революционного характера как в генерируемых текстах, так и существенные качественные изменения в аудиториях, на которые эти тексты направлены
Читать PDF
0.00 байт

Коммуникативные аспекты концепции информационной войны Г. Г. Почепцова в свете учения об этногенезе

Панов Александр Юрьевич
Предпринимается попытка рассмотреть концепцию информационной войны известного исследователя в сфере коммуникологии и связей с общественностью Г.Г. Почепцова в ракурсе основных положений теории этногенеза историка и этнолога Л.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Современная цивилизационная картина мира в контексте концепции этногенеза Л. Н. Гумилева

Любичанковский Алексей Валентинович
Существующие на сегодняшний день методики цивилизационного районирования мира не являются универсальными. это районирование можно рассматривать как культурно-географическое.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Этногенеза теория

    это теория происхождения народов, включающая как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особен
  • Этногенетическая миксация

    (от лат. mixatio – смешение), вид процессов этнического объединения; процесс, в ходе которого, благодаря взаимодействию и слиянию нескольких не только не родственных, но и совершенно чуждых по языку, к
  • ФАЗА ЭТНОГЕНЕЗА

    имеющая временные рамки стадия процесса этногенеза, определяемая направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряжения в этнической системе. Ф. э. характеризуется: а) нап
  • Стадии этногенеза

    стадии процесса становления этноса от момента его возникновения до исчезновения: фаза подъема; акматическая фаза;фаза надлома; инерционная фаза; фаза обскурации и мемориальная.
  • Этногенетическое слияние (миксация)

    (от греч. ethnos – племя, народ и genos – род, племя, происхождение и лат. mixtio – смешение). Етногенетичне злиття (міксація). Ethnogenetic mixing. Процесс слияния двух или нескольких не связанных родством народов, в