Этнографические группы

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этнографические группы
территориальные части в рамках одного этноса, которые отличаются локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, а именно: диалектом, особым наречием или говором, особенностями материальной и духовной культуры, но не имеют своего особого самосознания этнического, отличного от самосознания этноса, к которому они относятся. Например, северные и южные русские, верхние и нижние немцы.
Обычно Э.г. возникают при сильном расширении этносом своей территории этнической. При этом представители таких групп не выделяют сами себя среди окружающих. Так, и северные и южные русские осознают себя только русскими, не выделяя свои вполне конкретные отличия друг от друга. Аналогичная ситуация с верхними и нижними немцами.
Со временем у Э.г. может появиться сознание своей общности и особое самосознание этническое, отличное от этнического самосознания этноса, к которому они относятся. В таком случае Э.г. или их части превращаются в субэтносы. Например, поморы, терские казаки и др.
В свою очередь, субэтносы, утратив своё специфическое самосознание, могут трансформироваться в Э.г., и в дальнейшем исчезнуть, как, например, исчезло большинство родоплеменных образований у сибирских народов, либо обособиться в самостоятельный этнос, как это произошло с группой юкагиров в России, которая трансформировалась в новый этнос – чуванцы.
В зарубежной литературе ситуация культурной локальности и различий внутри этноса описывается без специальных терминов и типологических классификаций.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта (особое наречие или говор, особенности материальной и духовной культуры, религиозные различия и т. д.), имеющие иногда самоназвание и двойственное самосознание. В последнем случае такие группы именуются субэтносами, а наименование «Э. г.» употребляется для обозначения внутренних подразделений этносов, не имеющих четкого самосознания. Напр., поморы и различные группы казаков, обладающие самосознанием, представляют собой субэтносы русского народа, а северные и южнорусские части — его Э. г. Внутренние подразделения этносов часто ведут свое происхождение от вошедших в народность или нацию племенных (в т. ч. и принадлежащих др. этносам) компонентов. Нередко они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также при сильном расширении этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в разную природную среду, взаимодействуют с различными этносами и т. д. В зависимости от их генезиса Э. г. можно подразделить на несколько категорий: генетические, локальные и др. К Э. г., генетически связанным с древними компонентами этногенеза, можно отнести, напр., в составе эстонцев группу сету — потомков обитавшего на Псковщине древнего чудско-эстонского населения. К этой же категории относились поздние религиозные «племена» у тюркских кочевых и полукочевых народностей Российской империи — казахов, киргизов, алтайцев, башкир и др. Характерным примером локальных Э. г., образовавшихся в среде русского населения в связи с адаптацией к природно-географической среде, можно считать поморов, живущих на побережье Белого и Баренцева морей, потомков разных групп русских поселенцев. Они издавна были известны своим искусством мореходства и славились как опытные охотники на морского зверя и рыболовы. Некоторые Э. г. возникли как результат ассимиляции крупной народностью или нацией иноэтнических групп. Характерный пример — русская мещера по средней Оке. Мещера возникла в результате ассимиляции славянами аборигенного финского населения. Примером образования Э. г. в связи с воздействием такого фактора, как религиозная принадлежность, могут послужить кряшены — татары, еще в давние времена принявшие православие.
Наконец, важным фактором, влиявшим на возникновение Э. г., были их особые правовые и социальные функции, связанные с политикой правительства, в частности принадлежность к военно-служилому сословию. Именно к такой категории относятся разнообразные группы казаков — донских, уральских (яицких), кубанских, терских, отличающихся от крестьян своей связью с военной службой, рядом привилегий, особым управлением. В каждой из этих групп казачества сложились не только особенности построек, одежды, фольклора и пр., но и особые говоры, хотя первоначальный этнический состав их был обычно смешанным.
Э. г., аналогичные перечисленным у русских, можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Таковы, напр., главные территориальные подразделения немецкого народа — верхние и нижние немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими Э. г. того же народа можно считать верхних и нижних саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов и др. В Украине это гуцулы и лемки, в Грузии — сваны, хевсуры, мингрелы и т. д. По численности составляющих группу людей, по значимости отличительных особенностей Э. г. во многом сходны с этническими. Однако между ними имеются заметные различия. Этнические группы обладают самосознанием, этнографические — за редким исключением — нет. Этнические группы всегда живут в иноэтнической среде, этнографические — почти всегда в близкой, даже родственной среде. Этнические группы характеризуются большей устойчивостью, чем Э. г.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Концепция малых этнографических групп: топография и топология

Белков Павел Людвигович
Основной целью статьи является интерпретация понятия малых этнографических групп в терминах теоретико-множественной топологии, при определении ее как открытого множества культурных ценностей, а не набора отдельных «особей».
Читать PDF

Клинические особенности родов в этнографических группах чувашей: возможность акушерско-психологическ

Емешева Л. Ю., Николаев Е. Л.
В работе представлены результаты анализа клинических особенностей родового процесса у сельских женщин чувашской национальности двух наиболее этнографически отдаленных групп (вирьялов и анатри) в сопоставлении с их репродуктивными