ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
Этноконфессиональная общность
(от греч. ehtnos – народ, племя и лат. confessio – исповедание), общность, возникающая при тесном сопряжении у этносаили какой-либо егочасти этнических и религиозных признаков, причём последние обусловливают складывание культурно-бытового, а подчас и языкового своеобразия. Существует два основных типа Э.о: 1) сопряжение с той или иной конфессией какой-то части этноса и возникновение вследствие этого у неё специфических культурных свойств (например, сикхи в составе панджабцев, старообрядцы среди русских); и 2) сопряжение с одной конфессией нескольких близких по культуре и расселённых на смежных территориях этносов и появление у них, в результате этого, общего самосознания (например, мусульманские народы Северного Кавказа). Со временем Э.о. может превратиться в самостоятельный этнос (например, нагайбаки в России).
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
(англ. - ethnoconfession unit; нем. - ethnokonfessionalle Gemeinschaft); - образование, возникающее при тесном сопряжении этноса (см.) или отдельных его частей с религией. Существуют два основных типа сопряжения: 1) сопряжение с той или иной конфессией какой-то части этноса и возникновение у последней в результате этого специфических культурных свойств (т.н. субэтноконфессиональная группа); 2) сопряжение с одной конфессией нескольких близких по культуре и компактно расселенных этносов и появление у них общего самосознания (т.н. метаэтноконфессиональная группа).
Субэтноконфессиональную группу не следует отождествлять с обычной конфессиональной группой внутри этноса. Например, немцев-лютеран, немцев-реформаторов и немцев-католиков нельзя считать субэтноконфессиональными группами немецкого этноса, так как конфессиональные различия не повлекли за собой появление у этих групп каких-либо специфических культурных черт, существенно обособивших их друг от друга. Вряд ли можно признать особой субэтноконфессиональной группой и русских баптистов. В то же время болгары-мусульмане, отличающиеся от православных болгар не только по религии, но и по очень многим специфическим чертам культуры, вне всякого сомнения, могут быть названы субэтноконфессиональной группой. Субэтноконфессиональными группами являются также латгальцы в Латвии, вальденсы в Италии, арабы-мандейцы в Ираке, курды-йезиды (йазиды) в Ираке, Турции, Иране и Сирии, гебры (персы-зороастрийцы) в Иране, панджабцы-сикхи и малаяли-христиане в Индии, араканцы в Бирме, арабы-копты в Египте, меннониты и мормоны в США, русские старообрядцы и др.
При формировании этноконфессиональных групп конфессиональная и этническая специфика тесно переплетаются. В течение длительного взаимодействия этнические явления, свойства становятся составными элементами религиозного культа, "конфессионализируются" и, наоборот, отдельные компоненты культового комплекса приобретают характер этнических явлений, этнически окрашиваются, "этнизируются".
Наиболее яркими примерами метаэтноконфессиональных групп могут служить 3 различных по религии группы народов Филиппин: христианские народы (тагалы, илоки, пангасинан, пампанган, бикол и др.); мусульманские народы, обычно именуемые моро (магинданао, маранао, сулу и др.); горные народы, в основном исповедующие племенные религии (канканаи, ифугао и др.). Этноконфессиональные группы могут со временем превратиться в самостоятельные этносы, как это случилось в свое время с говорящими на одном языке, но придерживающимися разных конфессий южнославянскими народами: сербами, хорватами и т.н. славянами-мусульманами. Сейчас явную тенденцию к превращению в самостоятельные этносы обнаруживают араканцы, йезиды и некоторые другие этноконфессиональные группы. Фактически уже превратилась в самостоятельный этнос группа живущих в Челябинской области крещенных татар - нагайбаки (во время проведения переписи 1989 г. практически все представители этой общности назвали себя не "татарами", а "нагайбаками").
ЛИТ.: Ипатов А.Н. Меннониты. Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности. М., 1978.
Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей// Сов.этнография. 1973, N 6.
Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975.
Пучков П.И. Этнос и религия// Этнические процнссы в современном мире. М., 1987.
П.И.Пучков
Субэтноконфессиональную группу не следует отождествлять с обычной конфессиональной группой внутри этноса. Например, немцев-лютеран, немцев-реформаторов и немцев-католиков нельзя считать субэтноконфессиональными группами немецкого этноса, так как конфессиональные различия не повлекли за собой появление у этих групп каких-либо специфических культурных черт, существенно обособивших их друг от друга. Вряд ли можно признать особой субэтноконфессиональной группой и русских баптистов. В то же время болгары-мусульмане, отличающиеся от православных болгар не только по религии, но и по очень многим специфическим чертам культуры, вне всякого сомнения, могут быть названы субэтноконфессиональной группой. Субэтноконфессиональными группами являются также латгальцы в Латвии, вальденсы в Италии, арабы-мандейцы в Ираке, курды-йезиды (йазиды) в Ираке, Турции, Иране и Сирии, гебры (персы-зороастрийцы) в Иране, панджабцы-сикхи и малаяли-христиане в Индии, араканцы в Бирме, арабы-копты в Египте, меннониты и мормоны в США, русские старообрядцы и др.
При формировании этноконфессиональных групп конфессиональная и этническая специфика тесно переплетаются. В течение длительного взаимодействия этнические явления, свойства становятся составными элементами религиозного культа, "конфессионализируются" и, наоборот, отдельные компоненты культового комплекса приобретают характер этнических явлений, этнически окрашиваются, "этнизируются".
Наиболее яркими примерами метаэтноконфессиональных групп могут служить 3 различных по религии группы народов Филиппин: христианские народы (тагалы, илоки, пангасинан, пампанган, бикол и др.); мусульманские народы, обычно именуемые моро (магинданао, маранао, сулу и др.); горные народы, в основном исповедующие племенные религии (канканаи, ифугао и др.). Этноконфессиональные группы могут со временем превратиться в самостоятельные этносы, как это случилось в свое время с говорящими на одном языке, но придерживающимися разных конфессий южнославянскими народами: сербами, хорватами и т.н. славянами-мусульманами. Сейчас явную тенденцию к превращению в самостоятельные этносы обнаруживают араканцы, йезиды и некоторые другие этноконфессиональные группы. Фактически уже превратилась в самостоятельный этнос группа живущих в Челябинской области крещенных татар - нагайбаки (во время проведения переписи 1989 г. практически все представители этой общности назвали себя не "татарами", а "нагайбаками").
ЛИТ.: Ипатов А.Н. Меннониты. Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности. М., 1978.
Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей// Сов.этнография. 1973, N 6.
Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975.
Пучков П.И. Этнос и религия// Этнические процнссы в современном мире. М., 1987.
П.И.Пучков
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов