ЕВГЕНИКА
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Источник: Социологический словарь
Термин "Е." был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика, такие меры не дают желаемого результата.) Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей.)
Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида, что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская генетика, генетика человека, генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека.
Е.А. Кечина
Источник: Социология: энциклопедия
ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes -благородного происхождения, хорошего рода), учение о наследств. здоровье человека и путях его улучшения. Термин ´Е.´ введен англ, биологом Ф. Гальтоном в 1883, к-рый затем (1904) сформулировал ее осн. положения. По Гальтону, Е. призвана изучать все социально контролируемые факторы (здоровье, физич. и умств. способности, одаренность), влияющие на улучшение наследств. качеств будущих поколений путем накопления расой полезных наследств, признаков и сокращения в ней вредных.
В 1-й четв. 20 в. в связи с бурным развитием генетики происходит интенсивное накопление данных по наследованию признаков у человека, что вызвало повышенный интерес к евгенич. идеям. В это время созываются междунар. евгенич. съезды и конгрессы. В 1921 в Петрограде сов. генетик Ю. А. Филипченко организовал Бюро по Е. (при Комиссии по изучению естеств. производит. сил России при Росс. АН), задачей к-рого было изучение наследственности человека. В Москве по инициативе биолога Н. К. Кольцова при Ин-те экспериментальной биологии создается Рус. евгенич. об-во, членами к-рого были не только генетики, но и медики-клиницисты. С кон. 20-х гг. интерес к евгенич. вопросам во всех странах (кроме Германии, где фашистские идеологи использовали Е. для обоснования расовых теорий) снизился.
На фоне евгенич. исследований в др. странах подходы сов. ученых к разработке этих проблем отличались прогрес. направленностью. Они полностью отвергали насильств. путь улучшения природы человека, указывая на огромное значение окружающей среды и социальных условий (воспитание, образование, трудовая деятельность и т. д.) в реализации индивидуальных способностей.
В теоретич. построениях заруб. ученых Е. получила разл. обоснования, начиная с гуманистических - Гальтон, Г. Меллер, П. Тейяр де Шарден и др.- и кончая реакционными, нашедшими свое выражение в расизме, неомальтузианстве, в ´теориях элиты´ и пр. Однако независимо от действительных намерений авторов евгенич. проектов их рекомендации были использованы расистами в практике геноцида. Все это дискредитировало не только Е. как науч. дисциплину, но и самый термин ´Е.´.
В совр. науке мн. проблемы Е., связанные с наследственностью человека, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. мед. генетики. Сов. ученые считают, что в перспективе на более высоком уровне развития науки и общества в принципе не исключена возможность применения нравственно и социально оправданного воздействия на генетич. основу человека с целью исправления или замены части генетич. материала с нарушенными функциями. Пути же улучшения наследств. свойств человека, предполагающие преимуществ, увеличение потомства у лиц с выдающимися умств. и физич. качествами, признаны научно необоснованными и по морально-этич. соображениям неприемлемыми для человеческого общества. См. также Генетика медицинская.
Флоринский В. М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода, СПБ, 1866; Гальтон Ф., Наследственность таланта, ее законы и последствия, пер. с англ., СПБ, 1875; Общество и здоровье человека, М. 1973; Бочков Н. П., Генетика человека. Наследственность и патология, М. 1978; Current developments in anthropological genetics, v. 2 - Ecology and population structure, N. Y., 1982.
Б. Н. Казаченко.