ЕВГЕНИКА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Евгеника
Философия улучшения расы через принудительную стерилизацию одних популяций и поддерживаемое развитие других.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ЕВГЕНИКА
от греч. eugenes - породистый, хорошего рода) - англ. eugenics; нем. Eugenik. Учение о наследственном здоровье человека, соц. группы, нации, о возможных методах влияния на эволюцию человечества и совершенствования его наследственных характеристик. Идеи Е. нередко использовались для оправдания расизма (в части., в фашизме). См. СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЕВГЕНИКА
eugenics) — изучение человеческой наследственности, основанное Фрэнсисом Гальтоном ("Наследственный гений", 1870), которое привело его самого и его последователей к предложению о разработке селекционной политики (например, финансовой) для улучшения породы отговорить заводить детей наименее развитых в интеллектуальном отношении. Помимо более широких этичных соображений, такой подход утверждает наличие связи между наследственностью и интеллектуальными, а также культурными характеристиками, что до сих пор не было выявлено.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Евгеника
eugenics), теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Концепция Е. получила широкое распространение в Великобритании, США и Европе в кон. 19 — нач. 20 в.; принципы Е. были впервые сформулированы англ, психологом Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, к-рые могут улучшить наследственные кач-ва (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. Е. предполагает ответ на вопрос, какие кач-ва являются желательными, а какие нет, при этом имеются в виду кач-ва только наследственные, а не обусловленные социально. Подиум Е. в науч. мире серьезно пошатнулся в связи с тем, что ее идеи были подхвачены для оправдания своей идеологии нацистами (нацизм). Ныне во мн. регионах мира существует скрытая евгеническая практика в виде запрета на деторождение для неполноценных людей, выборочной стерилизации, амниоцентеза с последующим абортом в случае обнаружения хромосомной патологии.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЕВГЕНИКА
EUGENICS) Термин, предложенный Ф.Гальтоном в 1883 г. и означающий улучшение человеческой расы посредством «генетической политики», основанной на принципах наследственности. Евгеника была влиятельным социальным движением в период с 1890 по 1920 гг. в США, где ассоциировалась с социальным дарвинизмом. В 1913 г. была основана Американская генетическая ассоциация. В ту пору цель евгеники виделась в сохранении и улучшении человеческого населения с помощью как «позитивных» средств (финансовой поддержки родителей, предположительно обладающих высоким интеллектом или каким-либо другим образом отличающихся в лучшую сторону), так и «негативных» (запрещение иметь потомство родителям, якобы являющимся неполноценными). В США эти идеи начали применяться на практике в 1907 г., когда власти штата Индиана приняли закон о стерилизации. В период массовой иммиграции идея евгеники использовалась в связи с опасениями по поводу последствий проводимой иммиграционной политики для американской культуры. Социологи критически относятся к использованию биологических моделей при объяснении социального действия и взаимодействия; критике подвергается также использование органической аналогии. Несмотря на то, что как таковая евгеника уже не в моде, основные затрагивавшиеся ею вопросы все еще имеют важное значение в рамках дискуссии о природе и воспитании. См. также: Интеллект; Социобиология.

Источник: Социологический словарь

ЕВГЕНИКА
греч. eugenes - благородный, хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.
Термин "Е." был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика, такие меры не дают желаемого результата.) Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей.)
Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида, что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская генетика, генетика человека, генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека.
Е.А. Кечина

Источник: Социология: энциклопедия

ЕВГЕНИКА

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes -благородного происхождения, хорошего рода), учение о наследств. здоровье человека и путях его улучшения. Термин ´Е.´ введен англ, биологом Ф. Гальтоном в 1883, к-рый затем (1904) сформулировал ее осн. положения. По Гальтону, Е. призвана изучать все социально контролируемые факторы (здоровье, физич. и умств. способности, одаренность), влияющие на улучшение наследств. качеств будущих поколений путем накопления расой полезных наследств, признаков и сокращения в ней вредных.

В 1-й четв. 20 в. в связи с бурным развитием генетики происходит интенсивное накопление данных по наследованию признаков у человека, что вызвало повышенный интерес к евгенич. идеям. В это время созываются междунар. евгенич. съезды и конгрессы. В 1921 в Петрограде сов. генетик Ю. А. Филипченко организовал Бюро по Е. (при Комиссии по изучению естеств. производит. сил России при Росс. АН), задачей к-рого было изучение наследственности человека. В Москве по инициативе биолога Н. К. Кольцова при Ин-те экспериментальной биологии создается Рус. евгенич. об-во, членами к-рого были не только генетики, но и медики-клиницисты. С кон. 20-х гг. интерес к евгенич. вопросам во всех странах (кроме Германии, где фашистские идеологи использовали Е. для обоснования расовых теорий) снизился.

На фоне евгенич. исследований в др. странах подходы сов. ученых к разработке этих проблем отличались прогрес. направленностью. Они полностью отвергали насильств. путь улучшения природы человека, указывая на огромное значение окружающей среды и социальных условий (воспитание, образование, трудовая деятельность и т. д.) в реализации индивидуальных способностей.

В теоретич. построениях заруб. ученых Е. получила разл. обоснования, начиная с гуманистических - Гальтон, Г. Меллер, П. Тейяр де Шарден и др.- и кончая реакционными, нашедшими свое выражение в расизме, неомальтузианстве, в ´теориях элиты´ и пр. Однако независимо от действительных намерений авторов евгенич. проектов их рекомендации были использованы расистами в практике геноцида. Все это дискредитировало не только Е. как науч. дисциплину, но и самый термин ´Е.´.

В совр. науке мн. проблемы Е., связанные с наследственностью человека, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. мед. генетики. Сов. ученые считают, что в перспективе на более высоком уровне развития науки и общества в принципе не исключена возможность применения нравственно и социально оправданного воздействия на генетич. основу человека с целью исправления или замены части генетич. материала с нарушенными функциями. Пути же улучшения наследств. свойств человека, предполагающие преимуществ, увеличение потомства у лиц с выдающимися умств. и физич. качествами, признаны научно необоснованными и по морально-этич. соображениям неприемлемыми для человеческого общества. См. также Генетика медицинская.

Флоринский В. М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода, СПБ, 1866; Гальтон Ф., Наследственность таланта, ее законы и последствия, пер. с англ., СПБ, 1875; Общество и здоровье человека, М. 1973; Бочков Н. П., Генетика человека. Наследственность и патология, М. 1978; Current developments in anthropological genetics, v. 2 - Ecology and population structure, N. Y., 1982.

Б. Н. Казаченко.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
142.14 кб

Советская социальная евгеника и нацменьшинства: ликвидация сифилиса в Бурят-Монголии как элемент про

Башкуев Всеволод Юрьевич
Статья посвящена малоизученной проблеме борьбы с сифилисом в Бурят-Монгольской АССР в 1923-1930 гг.
Читать PDF
332.66 кб

К. Э. Циолковский и русская евгеника

Иванюшкин Александр Яковлевич
В статье рассматриваются философские воззрения К.Э. Циолковского, среди которых важное место занимает идея евгеники — качественного преобразования в перспективе космического будущего человечества самой человеческой природы.
Читать PDF
505.22 кб

96. 02. 010. Вайнгарт П. Евгеника - медицинская или социальная наука? Weingart P. Eugenics - Medical

Али-заде А. А.
Читать PDF
5.85 мб

Цели и средства: О. Хаксли и евгеника

Головачева И. В.
This interdisciplinary study explores eugenic Utopia, advanced by European and American demographers and biologists, as reflected in Aidons Huxley's fiction and non-fiction.
Читать PDF
442.48 кб

Евгеника: от утопии к науке и. . . от науки к утопии?

Иванюшкин Александр Яковлевич, Лапин Юрий Ерминингельдович, Смирнов Владимир Иванович
Представлен историко-философский анализ феномена "евгеники домашнего изготовления" возможности "фабрикации" детей с заданными генетическими свойствами как части социальных и этико-правовых проблем использования современных генетич
Читать PDF
276.77 кб

Евгенические стратегии будущего: качественная демография или либеральная евгеника?

Хен Юлия Вонховна
До недавнего времени размножение в человеческой среде ничем не регулировалось, как и в животном мире, где плодовитость является залогом успешного существования вида и гарантией того, что хотя бы какое-то число его представителей п
Читать PDF
166.00 кб

Нравственные аспекты биологической и социальной евгеники

Карканица Оксана Александровна
В данной статье автор анализирует феномен «вульгарного евгенизма», определяя исторические и социально-политические условия, при которых инициировались процессы имморализации выбора и применения средств евгенического вмешательства.