в социологии одно из направлений конца 19 —начала 20 в. в зап. социологии, представители к-рого вслед за Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космической эволюции, в к-рой каждая последующая ступень аккумулирует достижения предыдущих и строится на них; причем — в отличие от биологизаторских тенденций органической школы — видели в усложнении форм обществ, жизни рез-т развития сознательного начала, выдвигая лозунг «направленной эволюции» — разумного управления социальными процессами. Так, У орд соединял спенсеровский принцип космической эволюции с ценностно окрашенной идеей прогресса. Социальные институты были для него следствием развития скорее психических (сознательных), чем витальных (биологических, неосознанных, инстинктивных) сил. Высшая, собственно человеческая ступень эволюции — «социогения» — оказывалась для Уорда синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Она характеризовалась появлением «чувства и цели», к-рых не было в действиях слепых природных сил и к-рые детерминируют собственно социальную реальность. Генетические, природные основы человека («первичные желания», в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни; половые потребности, связанные с продолжением рода, и др.) под влиянием «чувства и цели» преобразуются в «телические» (целевые), т. е. в социальные, процессы, имеющие форму целенаправленных действий людей. На этой основе появляются сложные интеллектуальные, моральные и эстетические «вторичные» желания, выступающие непосредственной побудительной силой социального развития. Будущее человечества в П. э. связывается с преодолением индивидуального целеполагания и с переходом к «коллективному телезису», носителем к-рого является гос-во, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов.
Такая организация, как об-во, явл. синтезом бессознательной эволюции и «сознательного плана». Соотношение этих двух факторов определяет характер и уровень развития любого об-ва. Представители П. э. считали социологию агрегативной наукой, в основе крой должна лежать психология. Отдельные идеи П. э.— прежде всего эволюционизм и частично психологизм — в более позднее время были восприняты Фроммом и отчасти Парсонсом и Мамфордом. Д. В. Ольшанский