evolutionary sociology), социология, подчеркивающая преемственность биол. и социокультурной эволюции. Получила развитие в трудах брит, социолога Уолтера Рансимена, к-рый писал: Нельзя не признать, что любая подлинно социальная теория не может не быть эволюционной. Эта оценка вызвала жаркие споры среди социологов. Его эволюционизм был подвержен стандартной критике, направленной против эволюционной теории в совр. социологии (социальная эволюция). Однако широта взглядов и глубина анализа Рансимена, особенно стремление изучать социальную эволюцию с т.зр. историч. последовательности развития, в крой более поздние достижения зависят от ранних, постоянно привлекают внимание исследователей.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Эволюционная социология
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ
evolutionary sociology) - социология, подчеркивающая преемственность биологической и социокультурной эволюции. Несмотря на многие преувеличения и сверхупрощения прежней эволюционной теории в социологии, Рансиман (1989) утверждает: "Нельзя не признать то, что любая подлинно социальная теория не может не быть эволюционной". Под этим он подразумевает следующее: (а) являясь в главной своей части "экстра-органическими" (см. также Сверхорганическая; Возникающая эволюция), человеческие социальные способности имеют биологическую основу; (б) несмотря на отсутствие простого образца однолинейного социального развития, что находится вне вопроса (как и биологическая эволюция), остается возможность изучать социальную эволюцию с точки зрения исторической последовательности развития (ср. Эволюционные всеобщности), в которой более поздние достижения
зависят от ранних; (в) в таких условиях имеет смысл употреблять понятие социального "выбора" (при одновременном определении его "преимуществ") для объяснения причин закрепления некоторых социальных действий. Не все социологи, хотя многие, согласны с оценкой Рансимана (см. также Неоэволюционизм; Социокультурная эволюция). Если лишь некоторые оспаривают первые два из трех перечисленных пунктов, основной источник расхождения — вопрос о том, имеют ли такие термины, как "выбор" (а также "адаптация"), заимствованные из биологии, точное содержание, сравнимое с их использованием в биологии (см. также Функциональное(листское) объяснение). Ряд социологов, особенно Гидденс, а затем Манн, также не приняли концепцию "последовательной истории", предлагая взамен чисто эпизодическую характеристику социального изменения, тем самым также отклоняясь от эволюционной (и функционалистской) мысли. Однако на практике им трудно избежать эволюционного мышления вне широких терминов Рансимана (см. Райт, 1983; Джери, 1991). Особенно часто возникают проблемы в более специфических претензиях на "адаптацию", функционально эффективную социальную дифференциацию и т.д., фактически выдвинутых современными эволюционными социологами (в частности, см. Модернизация). Кроме того, дискутируется вопрос о месте в современном эволюционном мышлении таких оценочных концепций, как прогресс. Эволюционные теоретики к тому же расходятся во взглядах относительно того, имеет ли общий принцип "эволюции" какую-либо причастность к выбору между "незапланированной" и постепенной эволюцией ("социальными мутациями") или запланированным развитием (см. Историзм — смысл 2; Модернизация). Эволюционная социология в современных формах проделала длинный путь от "сырых" понятий социал-дарвинизма (злоупотреблявшего биологическими аналогиями, расистскими теориями и широко применявшего понятие "выживание сильнейших"), получивших развитие в 19-м столетии, но остающихся спорными. См. также Спенсер; Парсонс; Хабермас.
зависят от ранних; (в) в таких условиях имеет смысл употреблять понятие социального "выбора" (при одновременном определении его "преимуществ") для объяснения причин закрепления некоторых социальных действий. Не все социологи, хотя многие, согласны с оценкой Рансимана (см. также Неоэволюционизм; Социокультурная эволюция). Если лишь некоторые оспаривают первые два из трех перечисленных пунктов, основной источник расхождения — вопрос о том, имеют ли такие термины, как "выбор" (а также "адаптация"), заимствованные из биологии, точное содержание, сравнимое с их использованием в биологии (см. также Функциональное(листское) объяснение). Ряд социологов, особенно Гидденс, а затем Манн, также не приняли концепцию "последовательной истории", предлагая взамен чисто эпизодическую характеристику социального изменения, тем самым также отклоняясь от эволюционной (и функционалистской) мысли. Однако на практике им трудно избежать эволюционного мышления вне широких терминов Рансимана (см. Райт, 1983; Джери, 1991). Особенно часто возникают проблемы в более специфических претензиях на "адаптацию", функционально эффективную социальную дифференциацию и т.д., фактически выдвинутых современными эволюционными социологами (в частности, см. Модернизация). Кроме того, дискутируется вопрос о месте в современном эволюционном мышлении таких оценочных концепций, как прогресс. Эволюционные теоретики к тому же расходятся во взглядах относительно того, имеет ли общий принцип "эволюции" какую-либо причастность к выбору между "незапланированной" и постепенной эволюцией ("социальными мутациями") или запланированным развитием (см. Историзм — смысл 2; Модернизация). Эволюционная социология в современных формах проделала длинный путь от "сырых" понятий социал-дарвинизма (злоупотреблявшего биологическими аналогиями, расистскими теориями и широко применявшего понятие "выживание сильнейших"), получивших развитие в 19-м столетии, но остающихся спорными. См. также Спенсер; Парсонс; Хабермас.
Источник: Большой толковый социологический словарь