уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших в декабре 1991 г. Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Организационную основу Евросоюза составляют на сегодняшний день 2 международные организации: Европейское Сообщество (бывшее Европейское Экономическое Сообщество) и Европейское Сообщество по атомной энергии, обладающие едиными органами. К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, беспрепятственного продвижения между странами капиталов, товаров и услуг и др. Впервые идея Соединенных штатов Европы появилась после американской революции XVIII в. Возврат к этой идее произошел после 1945 г., когда возникла настоятельная объективная потребность правящих кругов в европейских странах в укреплении демократии, подавлении активности левых сил, создании возможности противостоять давлению США. С этой целью в 1949 г. была создана международная организация — Совет Европы. В 1951 г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия создали Европейское объединение угля и стали, Европейское оборонное сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии. Впоследствии они были объединены в Европейское экономическое со общество (ЕЭС). В 1959 г. членами ЕЭС был создан Европейский парламент. В 1972 г. в ЕЭС были приняты Великобритания, Ирландия, Дания. В 1981 г. Греция. В 1986 г. Испания и Португалия. В 1991 г. ЕЭС преобразовано в Европейское Сообщество (ЕС), и в настоящее время является единственным крупным политикоэкономическим союзом в Европе. В 1992 г. все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза и вошли туда. В 1995 г. в него были приняты Австрия, Швеция, Финляндия, а в 2004 г. — Эстония, Лат вия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта. Дальнейшее расширение Евросоюза связано с вхождением в него Болгарии, Румынии, Хорватии. 17 декабря 2005 г. официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. В феврале 2005 г. Европейский Союз подписал план действий с Украиной, но, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить рано. О своем намерении вступить в ЕС неоднократно заявляло также руководство Грузии, но никаких конкретных документов, которые обеспечивали хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока еще не подписано и, скорее всего, не будет подписано до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с требующими независимости Южной Осетией и Абхазией. Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии.
Руководство не признанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает ее стремление вступить в Евросоюз и перспективы ее в этом отношении весьма туманны. Неясны перспективы вступления в Евросоюз таких государств Балканского полуострова, как Албания и Босния, в связи с их низким уровнем экономического развития и нестабильной политической обстановкой. Это можно сказать и о Сербии, чья провинция Косово в настоящее время находится под международным протекторатом НАТО и ООН. Формирование сообщества стран Европы осуществляется противоречиво. Дважды на национальных референдумах (1972 г. и 1994 г.) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии. Не входит в состав ЕС Исландия. В соответствии со своей Конституцией является нейтральной и не входит ни в какие блоки Швейцария. В Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении в Европейский Союз (о под писании Маастрихтского договора) лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро. Из прочих государств, полностью или частично находящихся в Европе, не предпринимали никаких попы ток начать процесс евроинтеграции Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан. Россия неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырех общих пространств», облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Важным моментом в этом вопросе является и то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза, не могут в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор. Масштабное расширение ЕС в ближайшем будущем с 15 до 25 членов выдвинуло вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов. До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса, но с расширением его состава возникла вероятность того, что самые важные решения могут быть надолго заблокированными. Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Созданный по разработке проекта конституции рабочий орган (конвент), во главе с бывшим Президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном, в 2004 г. представил проект конституции. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС и 29 октября 2004 г. главы всех 25 государствчленов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС. В настоящее время в Совете ЕС предусмотрена должность президента. Вместо ротации каждые полгода глав Совета путем передачи полномочий от одной страны ЕС другой, согласно конституции, президент назначается Советом сроком на 2,5 года. Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который должен представлять единую европейскую внешнюю политику. Конституция расширила полномочия Европарламента, который должен не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества и правоохранительных структур всех стран ЕС. Конституция закрепила замену принципа консенсуса на принцип так называемого «двойного большинства» (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохранен принцип консенсуса).
По новым правилам решение считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения всего союза. У отдельных государств отсутствует «право вето». Однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что ее поддержат еще как минимум 3 других государства. Высшим органом исполнительной власти Евросоюза является Еврокомиссия (КЕС), состоящая из 25 комиссаров по числу стран-членов ЕС. Ее задача — координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, контроль за соблюдением всеми 25 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительства ми для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налоговобюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежнокредитной и т.д.), военной, внешней, культурной политики. Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, а спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. РФ, являясь членом Совета Европы, активно сотрудничает с раз личными организациями ЕС. Изучая их опыт в реализации современных интеграционных процессов, она формирует собственную модель сотрудничества со странами СНГ в условиях информационной цивилизации, в создании организации Евразес на основе рыночных отношений, выработке договора о коллективной безопасности. Др филос. наук В. В. Тузов.