господство европейских (особенно английских) культурных образцов.
Европоцентризм
Европоцентризм
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Европоцентризм
Ориентирование на Западную Европу при определении путей развития отдельных стран и человечества в целом. Распространение на другие континенты и нации социально-культурных ценностей, этических и эстетических взглядов, возникших и оформившихся в основном в Западной Европе. В лингвистике проявляется, в частности, в виде ориентации терминологических систем многих языков исключительно на языки европейских наций (в основном на английский).
ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
(англ. - europocentrism; нем. - Eurozentrismus) - а) в прямом смысле - склонность представлять развитие всего человечества через призму историчесих событий и культурного развития народов Европы; недооценка роли, сыгранной в развитии человеческого общества внеевропейскими странами; б) в переносном смысле - восприятие в качестве “прогрессивных” только европейских (иногда - лишь западно-европейских форм общественного устройства, материальной культуры и образа жизни; взгляд на все, не отвечающее европейским стандартам, как на что-то “отсталое” и “неполноценное”. В своих крайних вариантах Е. проявляется в идеях превосходства европеоидной (“белой”) расы и ведет к расизму (см.).
Е. не следует смешивать с признанием того объективного исторического факта, что примерно с эпохи Возрождения (XY в.) и на протяжении многих веков именно европейские страны действительно оказались в силу ряда конкретных причин стоящими во главе научно-технического развития человечества и что многие достижения материальной и духовной культуры впервые появились в Европе, и, распространяясь оттуда, содействовали социально-экономическому и культурному развитию внеевропейских стран. Исторический феномен ведущей роли Европы в ходе человеческой истории в большой мере обусловлен поступательно-преемственным развитием ее культуры (отчасти за счет заимствований от других народов, например в средние века - от арабов) - в то время как нить развития многих внеевропейских цивилизаций насильственно разрывалась, в том числе и в результате европейской экспансии (см. Колониализм).
В.В.Покшишевский
Е. не следует смешивать с признанием того объективного исторического факта, что примерно с эпохи Возрождения (XY в.) и на протяжении многих веков именно европейские страны действительно оказались в силу ряда конкретных причин стоящими во главе научно-технического развития человечества и что многие достижения материальной и духовной культуры впервые появились в Европе, и, распространяясь оттуда, содействовали социально-экономическому и культурному развитию внеевропейских стран. Исторический феномен ведущей роли Европы в ходе человеческой истории в большой мере обусловлен поступательно-преемственным развитием ее культуры (отчасти за счет заимствований от других народов, например в средние века - от арабов) - в то время как нить развития многих внеевропейских цивилизаций насильственно разрывалась, в том числе и в результате европейской экспансии (см. Колониализм).
В.В.Покшишевский
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов