ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
англ. factor, human; нем. Faktor, menschlicher. Исторически сложившаяся в данном обществе совокупность основных соц. характеристик людей - их ценностных ориентации, нравственных принципов, норм поведения, установок.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Человеческий фактор
исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: - ценностные ориентиры; - нравственные принципы; - нормы поведения в сфере труда, досуга, потребления; - жизненные планы; - уровень знаний и информированности; - характер трудовых и социальных навыков; - установки и представления о личностно значимых элементах социальной жизни: о социальной справедливости, правах и свободе человека, о гражданском долге и т. д.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных характеристик людей (их ценностных ориентаций, нравственных принципов, норм поведения, установок и т. п.), играющая существенную роль в том или ином социальном процессе и явлении, определяющая специфику и направленность его развития. Согласно Дарендорфу носителем Ф.ч. является «социологический человек» как исполнитель заранее определенной социальной роли, в к-рой совмещается индивидуальное и общественное. В социологии Ф.ч. рассматривается равным образом наряду с технологическими, организационными и др. факторами, что определяет приоритетное значение человека как «объекта капиталовложения», важнейшей производительной силы и творческого субъекта социальных преобразований. Приоритетность человеческого фактора определяет социальный и профессиональный престиж, общественное признание той или иной профессии в зависимости от ее роли в реализации социально значимых человеческих целей.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
наиболее широкое и общеупотребительное обозначение всей совокупности свойств работника как соц. категории (квалификация, мотивы поведения, интересы, сознание, культура и др.). Употребляется в сопоставлении с технич., экономич. факторами производства в связи с указанием на необходимость учета его специфики, путей использования и т. д. В научн. литературе в зависимости от конкретной области соц. знания чаще используются такие его аналоги, как "индивид в организации", "персонал", "рабочая сила", "трудовой коллектив", "личность", "работник" и др. Представление о Ф.ч. имело длительную и противоречивую эволюцию. В мировой управленч. и социологич. литературе отношение к нему было тесно связано с господствовавшим в разных концепциях образом человека. Впервые он стал рассматриваться в трудах теоретиков управления, политэкономии, организации труда как "человек экономич.", отношение с к-рым производство устанавливает исключительно через заработную плату. Затем многочисленные факты несовпадения поведения работника с логикой собственно экономич. интересов, а также исследования мотивации работника выявили разно-ооразие потребностей его как личности, причем по отношению к нек-рым из работников заработок может выступать как промежуточное средство удовлетворения их потребностей, в то время как др. могут удовлетворяться в производственной среде непосредственно (потребности в °ощении, престиже, в самоактуализации). В поисках путей вовлечения этих сторон Ф.ч. в трудовую активность управление выработало ряд новых образов работника: "человек соц.", "психологич.", "этнич." и др. В отечественной литературе складывается Дифференцированное представление о Ф.ч., возможности и поведение к-poro значительно варьируют в зависимости от этнич. особенностей, типа деления, от возраста, пола, образования и т. п. ыделяются также и "группы сознания", т. е. группы, не имеющие общих объективных при-но характеризующиеся сходством мотивации, установок, жизненных ориентаций и иными субъективными признаками. Так, в разных демографич. квалификационных группах обнаруживаются индивиды с общим уровнем мотивации, отношением к труду, идейными убеждениями и т. д. На основе подобных объективно-субъективных признаков в об-ве складывается т. н. социально активный элемент, т. е. категории населения, обладающие повышенным деятель-ностным потенциалом в экономике, политике, культуре. Социально активный элемент об-ва отличается как относительно высоким уровнем трудовых, интеллектуальных и иных способностей, так и усиленным стремлением к их реализации в сравнении с др. категориями населения. Выделение конкретного состава разных социально активных групп имеет большое значение в управлении обществ. процессами, поскольку позволяет более адресно, точно определять "точки" управляющего воздействия в соответствии с актуальными задачами активизации Ф.ч., особенно в период радикальных преобразований в об-ве. Среди методов такого воздействия можно назвать прямое директивное (приказ, задание, административные санкции) стимулирование (экономич. и морально-психологич. поощрение), агитацию (призыв к конкретным действиям, обращение к долгу, идеалам, ценностным ориента-циям), а также предоставление новых возможностей реализации своей активности. По отношению к социально активному элементу об-ва последнее имеет особое значение, т. к. повышенный деятельностный потенциал сам по себе мотивирует его носителей на достижение своих и общих целей; поэтому именно создание дополнительно организационно-правовых, экономич., ресурсных каналов реализации этого потенциала дает об-ву необходимую соц. энергию для решения конкретных задач. Кроме того, расширение деятельности социально активного элемента об-ва развивает активность др. категорий населения, формирует в об-ве инновационный этос, прогрессивно меняет его нормативную систему, когда престижным становится осуществление нововведений культурного, технич., управленч., политич. плана. Разумеется, социально активная компонента в Ф.ч. неоднородна, нек-рые инициативы могут иметь и антиобществ. направленность, что вызывает необходимость их преодоления. Потребность в активизации Ф.ч. привела к разработке соц. технологий вовлечения его в планируемые процессы и механизмы соц. действия. К числу таких технологий относятся, напр., процедуры выборности руководителей, методы игровые (см.) коллективных решений и развития деятельности, соц. планирование, консультирование управленческое (см.) и др. По мере нарастания научно-технич. прогресса интерес к проблематике Ф.ч. растет и среди разработчиков сверхсложных инженерных систем, в к-рые включен человек. Особенное внимание здесь уделяется человеческому поведению в социотехнич. системах как фактору риска, средства повышения надежности работника в непредвиденных ситуациях. Вследствие этого наметился отход от технократич. предрассудков насчет Ф.ч. производства, управляемости соц. организаций и процессов. Свойства и проявления Ф.ч. меняются во времени как по мере его собственной эволюции (рост образования, культуры, уровня и качества жизни, обществ. самосознания), так и вследствие перемен в жизни об-ва (изменение материально-технич. базы, обществ. отношений, междунар. обстановки). Отсюда необходимость своевременной, непрерывной перестройки концепций соц. управления. Напр., обострение (среди причин текучести кадров) неудовлетворенности стилем руководства, возможностями самореализации в труде требует перехода к иному типу управленч. отношений, к новому типу качества трудовой жизни. Современные тенденции в развитии Ф.ч. характеризуются его нарастающей дифференциацией, усилением разнообразия его признаков, групп и форм их проявления, вплоть до актуализации индивидуальных различий. Соц. управление призвано ответить на эти тенденции ростом своей восприимчивости к такому разнообразию, в частности, принять большую автономию управляемых, искать пути удовлетворения их потребностей от первичных до высших (напр., в самоактуализации). В связи с этим наряду с освоением форм коллективной ответственности стали создаваться условия для проявления индивидуальной активности. Для современных представлений о Ф.ч. характерно также комплексное восприятие его, понимание того, что трудовые способности работника не отделимы от его культурного, морального, политич. потенциала, что функция не отчуждаема от личности. Однако само понятие Ф.ч. ограничено инструментальным восприятием человека как объекта и средства достижения промежуточных целей. Ориентация на человека как на самоцель не укладывается в рамки такого видения и требует обращения к др. категориям и ценностям: целостный человек, гармонич. развитие личности, снятие отчуждения труда и др. Нек-рые предпосылки преодоления ограниченности концепции Ф.ч. проявляются в теории и практике соц. планирования, когда, напр., укрепление здоровья, повышение содержательности труда, активизация клубной деятельности становятся не столько способом повышения трудоотдачи работника, сколько необходимыми сами по себе. На уровне об-ва подобный подход проявляется, напр., в марксистском тезисе о свободном развитии каждого как условии свободного развития всех. Лит.: Человек и его работа. М., 1967; Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. М., 1975; Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984; Гордон Л.А., Назимова А.К. Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития. М, 1985; Пригожин А.И. 1985; Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.07 кб

Человеческий фактор

Н. А. Вознесенский
Знаете, в чем главная сложность лечения бронхиальной астмы болезни, в целом хорошо поддающейся терапии? Это пресловутый человеческий фактор. Врач назначает лечение, а дальше почти всё зависит от самого пациента.
Читать PDF
197.43 кб

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР РЕФОРМ

Косьмина Е.А.
В статье обсуждаются пути преодоления негативных социально-экономичских явлений, сопровождающих переход к рынку, эрозии мотивации к труду, пассивности, социальной апатии, во многом обусловленных тем, что немалую часть нарождающего
Читать PDF
135.80 кб

Человеческий фактор - инвестиции в будущее

Сергеев Сергей
Сегодня железнодорожный транспорт «ставится на новые рельсы» происходит его реформирование.
Читать PDF
303.76 кб

Человеческий фактор в интеллектуальных системах

Биденко Сергей Иванович, Яшин Александр Иванович
Работа посвящена определению и формализации деятельности человека-оператора в автоматизированных системах с элементами искусственного интеллекта.
Читать PDF
310.59 кб

Человеческий фактор и безопасность производства

Форсюк А. А., Кобылкин С. С.
Представлены исследования социологических факторов влияющих на безопасность труда в угольных шахтах.
Читать PDF
117.94 кб

Человеческий капитал как фактор развития региона

Файзуллин Тагир Фанилевич, Каримова Регина Вильевна
Результатом социального прогресса является не только механическое развитие экономических показателей.
Читать PDF
206.04 кб

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Маркова Дарья Геннадьевна
Рассматривается понятие «человеческий фактор», основные аспекты проблемы человеческого фактора в информационной безопасности, структурные компоненты данной проблематики, а также её возможное решение.
Читать PDF
16.25 мб

Человеческий фактор в современной Российской политике

Шинкарёв Сергей Сергеевич
Дана характеристика новой гуманистической парадигмы исследований современных политических процессов и явлений. Анализируются подходы к вопросам безопасности, которые являются приоритетными в интересах человека.
Читать PDF
331.54 кб

Физическая культура - фактор человеческой ментальности

Лотоненко Андрей Васильевич
Физическая культура рассматривается как фактор интеллектуального развития человека.
Читать PDF
105.45 кб

Человеческий фактор как стратегический ресурс инноваций

Куприянов Всеволод Алексеевич
Представлена панорама затруднений в теории и практике стратегического управления инновациями. Дано операциональное определение понятия «человеческий фактор» с точки зрения стратегического управления инновациями.
Читать PDF
549.45 кб

Основные факторы воспроизводства человеческого капитала

Синявская Оксана Вячеславовн
Читать PDF
115.56 кб

Проблема жестких связей человеческого фактора и дизайна

Еретин Александр Владимирович
Читать PDF
236.32 кб

Психологические аспекты человеческого фактора в авиации

Лысаков Николай Дмитриевич
В статье раскрываются психологические аспекты человеческого фактора в авиации, связанные с проблемами обучения и трудовой деятельности пилотов.
Читать PDF
7.07 мб

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РФ

Яшкова Т. А.
Читать PDF
344.88 кб

Городская среда как фактор развития человеческого капитала

Заборова Е.Н.
Развитие человеческого капитала обусловлено большим количеством факторов, среди которых существенная роль принадлежит городской среде.