ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
подделка документов, фактов, подтасовка образцов в ходе ораторского выступления.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
falsification) — 1. Эмпирическое отрицание или опровержение научной гипотезы (предложенного закона). В общем смысле фальсификация или эмпирическое подтверждение (верификация) суждений всех типов является распространенной особенностью большинства разделов социологии. 2. (В более строгом смысле) альтернативная процедура по отношению к верификации. См. Фалъсификационизм. См. также Принцип верификации.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от лат. falsi-fico - подделываю ) - англ. falsification; нем. Falsifikation. 1. В наиболее общем виде - умышленное искажение или неверное истолкование тех или иных явлений, событий и фактов. 2. Методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. 3. В праве, социологии преступности - совершенная по корыстным мотивам подделка, заключающаяся в изменении вида или свойств предмета. 4. В критическом рационализме К. Поппера - способ опровержения базисных положений теории при помощи эмпирических доказательств.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
лат. falsus - ложный и facio - делаю) - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. Принцип фальсифицируемости (Поппер - ) выступал критериальным основанием дифференциации науки и философии ("метафизики"). Поппер ввел понятие "Ф." в дисциплинарный оборот, отталкиваясь не от стратегии подтверждения, а (в духе концепции опровержения - идеи "огненной пробы" Ф. Бэкона) ориентируясь на поиск опровергающих материалов.
Согласно Попперу, процедура Ф. достаточно однозначна: если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология Ф.) свидетельствует о неадекватности выводов и предположений самой реальности, отторгающей их. С точки зрения Поппера, "утверждения или системы утверждений сообщают информацию об эмпирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически проверяться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты... испытаниям, которые могут иметь результатом их опровержение".
Привлекательность Ф. проистекала из ее несоизмеримо большей однозначности: верификация была способна лишь увеличить меру вероятности нашей субъективной уверенности в собственной правоте. Ф. поэтому трактовалась Поппером как путь минимизации количества заблуждений и ошибок и обретения истины. Абсолютизация Поппером "негативного опыта" фальсифиционизма не избежала недооценки четкого разграничения формальных и содержательных суждений, сопряженной с упреками критиков в отсутствии "непредпосылочности". Так, согласно Айеру, "когда мы принимаем определенные наблюдения как доказательство того, что данная гипотеза ложна, мы предполагаем существование некоторых условий. И хотя в любом данном случае чрезвычайно невероятно, чтобы это допущение было ложно, логически это не невозможно". Одновременно, как и верификация, процедура Ф. могла быть бесплодно бесконечной в беспредельном диапазоне защитных интерпретаций приверженцев той или иной научной теории.
В дальнейшем (А. Айер, 1968) Ф. была редуцирована до требования к научной гипотезе, чтобы она была такова, чтобы "нетривиально фигурировать в теории, которая, взятая как целое, такова, что истинность определенных утверждений наблюдения рассматривалась бы как достаточное основание для ее отвержения". Тем не менее отсутствие у Ф. прескриптивной ценности - невозможность ее функционирования в качестве предписания вне контекста наличных научных практик, а также ее неспособность фундировать обобщения "метафизического" порядка - обусловили преходящее значение идеи Ф. Теория, Гипотеза, Верификация.
А.А. Грицанов
Согласно Попперу, процедура Ф. достаточно однозначна: если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология Ф.) свидетельствует о неадекватности выводов и предположений самой реальности, отторгающей их. С точки зрения Поппера, "утверждения или системы утверждений сообщают информацию об эмпирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически проверяться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты... испытаниям, которые могут иметь результатом их опровержение".
Привлекательность Ф. проистекала из ее несоизмеримо большей однозначности: верификация была способна лишь увеличить меру вероятности нашей субъективной уверенности в собственной правоте. Ф. поэтому трактовалась Поппером как путь минимизации количества заблуждений и ошибок и обретения истины. Абсолютизация Поппером "негативного опыта" фальсифиционизма не избежала недооценки четкого разграничения формальных и содержательных суждений, сопряженной с упреками критиков в отсутствии "непредпосылочности". Так, согласно Айеру, "когда мы принимаем определенные наблюдения как доказательство того, что данная гипотеза ложна, мы предполагаем существование некоторых условий. И хотя в любом данном случае чрезвычайно невероятно, чтобы это допущение было ложно, логически это не невозможно". Одновременно, как и верификация, процедура Ф. могла быть бесплодно бесконечной в беспредельном диапазоне защитных интерпретаций приверженцев той или иной научной теории.
В дальнейшем (А. Айер, 1968) Ф. была редуцирована до требования к научной гипотезе, чтобы она была такова, чтобы "нетривиально фигурировать в теории, которая, взятая как целое, такова, что истинность определенных утверждений наблюдения рассматривалась бы как достаточное основание для ее отвержения". Тем не менее отсутствие у Ф. прескриптивной ценности - невозможность ее функционирования в качестве предписания вне контекста наличных научных практик, а также ее неспособность фундировать обобщения "метафизического" порядка - обусловили преходящее значение идеи Ф. Теория, Гипотеза, Верификация.
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
(от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки. Принцип фальсифицируемости – один из критериев научности теории, позволяющий демаркировать научную теорию от ненаучной, наукообразной.
Суть принципа – научная теория должна генерировать такие высказывания, в случае эмпирического подтверждения которых признается опровержение базовых положений этой теории. Это значит, что ученый должен сформулировать такой тезис, который бы проверялся эмпирическим фактом и который мог бы опровергнуть положения рассматриваемой теории. Дальнейшее существование теории в качестве научной теории зависит от результатов поиска соответствующего опровергающего эмпирического факта. Пока такой факт не найден – теория не опровергнута.
В этом смысле все теории в своих основаниях суть гипотезы, которые пока находят подтверждение, или, что корректней, пока не опровергнуты. Именно поэтому признание данного принципа ведет к отказу от представления о возможности создать абсолютно истинную теорию, так как всегда остается возможность того, что данные наблюдений приведут к опровержению основных положений. Когда положения опровергнуты, теория вынуждена либо стать ненаучной, либо переформулировать свои положения, итогом чего является развитие теории. Одним из успешных опытов применения принципа фальсифицируемости признается опровержение основных положений теории структурно-функционального анализа Т. Парсонса его учеником и коллегой Р. Мертоном, что послужило ее развитию в условиях нестабильного общества и оформлению неоструктурализма.
Данный принцип ставит серьезные препятствия для появления неопровержимых теорий, положения которых не могут быть проверены, а значит, всегда будут являться вопросом веры. В отношении подобных неопровержимых теорий невозможно найти эмпирический факт, который бы она не смогла объяснить, а значит невозможно найти факт, который бы ее опровергал. Последовательное применение принципа фальсифицируемости позволяет демаркировать науку от ненауки, даже если она использует научную терминологию и также формально опирается на эмпирику, хотя по факту она не опирается на нее, а по мнению М. Вебера, «… совершает насилие над действительностью для упрочнения реальной значимости конструкции». В качестве примера таких неопровержимых теорий в социальных науках традиционно упоминаются теория существования Бога, теория бессознательного – З. Фрейда, радикальные версии марксистской теории классовой борьбы и др. Впервые принцип фальсификации был предложен немецким математиком и логиком К. Р. Поппером в конце 1920-х годов. Однако термин прочно вошел в научный оборот с публикацией книги «Логика научного исследования» в 1935 г. Возможность продуктивного использования принципа фальсификации неоднократно оспаривалась, например, Т. Куном, И. Лакатосом и др. Однако следует отметить, что большинство критических работ некорректно интерпретируют данный принцип и являются полемическими.
Лит.: Вебер М. «Объективность» социально-научного познания и социально-политического познания // Избр. произв. / М. Вебер; пер. с нем. под общ. ред. Ю. Н. Давыдова. – М., 1990 г.; Поппер К. Логика научного исследования / пер. с англ.; под общ. ред В. Н. Садовского. – М., 2010; Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания: пер. с англ. – М., 2008; Кун Т. Структура научных революций. – М., 2009. А. Ю. Денисов
Суть принципа – научная теория должна генерировать такие высказывания, в случае эмпирического подтверждения которых признается опровержение базовых положений этой теории. Это значит, что ученый должен сформулировать такой тезис, который бы проверялся эмпирическим фактом и который мог бы опровергнуть положения рассматриваемой теории. Дальнейшее существование теории в качестве научной теории зависит от результатов поиска соответствующего опровергающего эмпирического факта. Пока такой факт не найден – теория не опровергнута.
В этом смысле все теории в своих основаниях суть гипотезы, которые пока находят подтверждение, или, что корректней, пока не опровергнуты. Именно поэтому признание данного принципа ведет к отказу от представления о возможности создать абсолютно истинную теорию, так как всегда остается возможность того, что данные наблюдений приведут к опровержению основных положений. Когда положения опровергнуты, теория вынуждена либо стать ненаучной, либо переформулировать свои положения, итогом чего является развитие теории. Одним из успешных опытов применения принципа фальсифицируемости признается опровержение основных положений теории структурно-функционального анализа Т. Парсонса его учеником и коллегой Р. Мертоном, что послужило ее развитию в условиях нестабильного общества и оформлению неоструктурализма.
Данный принцип ставит серьезные препятствия для появления неопровержимых теорий, положения которых не могут быть проверены, а значит, всегда будут являться вопросом веры. В отношении подобных неопровержимых теорий невозможно найти эмпирический факт, который бы она не смогла объяснить, а значит невозможно найти факт, который бы ее опровергал. Последовательное применение принципа фальсифицируемости позволяет демаркировать науку от ненауки, даже если она использует научную терминологию и также формально опирается на эмпирику, хотя по факту она не опирается на нее, а по мнению М. Вебера, «… совершает насилие над действительностью для упрочнения реальной значимости конструкции». В качестве примера таких неопровержимых теорий в социальных науках традиционно упоминаются теория существования Бога, теория бессознательного – З. Фрейда, радикальные версии марксистской теории классовой борьбы и др. Впервые принцип фальсификации был предложен немецким математиком и логиком К. Р. Поппером в конце 1920-х годов. Однако термин прочно вошел в научный оборот с публикацией книги «Логика научного исследования» в 1935 г. Возможность продуктивного использования принципа фальсификации неоднократно оспаривалась, например, Т. Куном, И. Лакатосом и др. Однако следует отметить, что большинство критических работ некорректно интерпретируют данный принцип и являются полемическими.
Лит.: Вебер М. «Объективность» социально-научного познания и социально-политического познания // Избр. произв. / М. Вебер; пер. с нем. под общ. ред. Ю. Н. Давыдова. – М., 1990 г.; Поппер К. Логика научного исследования / пер. с англ.; под общ. ред В. Н. Садовского. – М., 2010; Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания: пер. с англ. – М., 2008; Кун Т. Структура научных революций. – М., 2009. А. Ю. Денисов
Источник: Экономико-социологический словарь.