наука об изучении семьи. В системе современного теоретического знания сложилось отраслевое направление — семьеведение, получившее название “фамилистика”. В Ф. сформировалось два основных направления изучения семьи — как социального института и как малой социальной группы. Фамилистическая методология связана с комплексным подходом к изучению семьи и брака. Социальная сущность семьи определяется ее посреднической ролью между личностью и обществом.
Многозначность семьи как социального феномена заключается в сочетании функций социального института с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Это само по себе определяет такой методологический принцип, как рассмотрение всего круга фамилистических проблем, на макро- и микроуровнях теоретического анализа.
Социально-биологическая сущность семьи определяет необходимость применения диалектического метода в изучении единства и борьбы противоречий между семьей и обществом, а также в сфере внутрисемейной жизнедеятельности, включающей гендерные и межпоколенческие отношения. Фамилистический аспект раскрывает связь функционирования семьи прежде всего с нормами и ценностями культуры, с экономической сферой, демографическими изменениями, государственными институтами, биологическими процессами, психологической динамикой внутрисемейных отношений.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.
Большинство семей имеют брачную форму. Брак — общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.
Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, не зафиксированную обществом, — внебрачная семья.
Семья в брачной и внебрачной формах является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демографические явления и происходит передача традиционной информации от родителей детям во все времена и у всех народов.
В современных условиях к неопозитивистским теоретическим принципам добавился синергетический подход, определяющий современную политику расширения зон социального согласия.
Принципы изучения семьи, принятые в современной науке, отличаются комплексным характером и глубоким гуманистическим содержанием.
Е.М. Черняк
Лит.: Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учеб. пособие. М.: ИД “Nota Bene”, 1998; Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М.: Наука, 1989; Мердок Дж. Социальная структура. М.: ОГН, 2003; Черняк Е.М. Социология семьи. М.: ИТК «Дашков и К°», 2008; Холостова Е.И., Черняк Е.М., Прохорова О.Т. Эволюция семьи. СПб.: КАРО, 2011.
0.00 байт
Социологическая фамилистика на Среднем и Южном Урале в 70-90-е годы: к истории вопроса
В Институте экономики Уральского отделения РАН начиная с 70-х годов XX века проводятся социологические исследования по различным проблемам семьи и семейной политики, с использованием выборочных анкетных опросов определенных катего