Фандрайзинг

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФАНДРАЙЗИНГ
деятельность общественного объединения, направленная на получение ресурсов, необходимых для реализации его программ и достижения стоящих перед ним целей.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ФАНДРАЙЗИНГ
(англ. fundraising) – деятельность по сбору средств, а также по формированию различных финансовых и денежных фондов, в частности для благотворительных или образовательных целей.

Источник: Словарь по волонтерству.

ФАНДРАЙЗИНГ
процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определенного социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Фандрайзинг
это сугубо англоязычный термин, который происходит из слияния двух смысловых категорий "fund" (ресурс) и "rаising" (поднимать, воспитывать, формировать, возводить в степень и т.д.). Иными словами, фандрайзинг - это система целенаправленного привлечения (поиска и сбора спонсорских средств) и формирования ресурсов (финансовых, материальных, человеческих и т.д.) для конкретных нужд конкретных групп людей, для осуществления социально-значимых проектов, программ и акций или для поддержки социально значимых институтов. В современной зарубежной практике фандрайзинг является одним из наиболее эффективных способов существования и, если можно так выразиться, экономического выживания для целого ряда благотворительных, гуманитарных и некоммерческих организаций, осуществляющих социально значимые и социально востребованные направления работы, которые по тем или иным причинам не могут финансироваться государством напрямую.

Источник: Обучение социальному проектированию: глоссарий

ФАНДРАЙЗИНГ
иногда фандрейзинг (от англ. fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
Фандрайзинг (от англ. fund — финансы, raise — поднимать, повышать) как вид деятельности означает поиск и привлечение финансовых и материальных ресурсов, сбор средств для осуществления проектов.
Фандрайзинг понимается как увеличение ресурсов и сбор денежных средств; деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты; сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий; методика поиска источников финансирования, т.е. объединяющая деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования; поиск и привлечение финансовых ресурсов “под проект”; привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов.
Несмотря на разнообразие определений фандрайзинга, его целью является осуществление социально значимой деятельности. Фандрайзинг обычно связан с поиском средств под некоммерческие проекты, которые не могут быть реализованы в коммерческом режиме при нехватке оборотных средств на реализацию проектов и программ.
Термин “фандрайзинг” был заимствован в США, где он используется многие десятилетия преимущественно в области привлечения финансирования в так называемый третий сектор.
Активное развитие фандрайзинга в России связано с появлением Федерального закона “О некоммерческих организациях”. Сегодня разные методы фандрайзинга широко используется в учреждениях социального обслуживания населения.
По способу осуществления фандрайзинг может быть внутренним и внешним. Внешний фандрайзинг — это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. Внутренний фандрайзинг — это когда разработкой и реализацией поиска финансирования занимаются сотрудники организации самостоятельно.
К внутреннему фандрайзингу относятся такие формы, как: экономия средств внутри НКО, программы, участие других НКО (совместные расходы) при реализации программы; членские взносы; заработанные средства: плата за услуги, предлагаемые организацией (деятельность, связанная с уставными целями), выполнение государственного (муниципального) социального заказа, доходы от инвестиций и прочие внереализационные доходы, доходы от собственной деятельности, не связанной с уставными целями, сбор частных пожертвований и др.
К внешнему фандрайзингу относятся гранты, субсидии, средства от проведения специальных мероприятий, запланированные пожертвования (наследство), инвестиции, кредиты и др.
Основными методами фандрайзинга являются:
• Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd — толпа, funding — финансирование) — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.
• Телефандрайзинг (telefundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по телефону и по факсу.
• Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
• Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) — персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
• Солофандрайзинг (solo fundraising) — приобретение поддержки.
• Событийный фандрайзинг (events fundraising) — сбор средств при проведении различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.) и др.
Таким образом, фандрайзинг — это специально организованный процесс сбора пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых программ, который может широко использоваться в учреждениях социального обслуживания.
В соответствии с действующим российским законодательством договорные отношения между юридическим лицом (коим является НКО) и физическим лицом либо между юридическими лицами должны оформляться в письменном виде.
Наиболее распространенными договорами при использовании различных фандрайзинговых схем являются договор пожертвования и договор с добровольцем. Также достаточно часто для сбора пожертвований используются ящики, что имеет свои нюансы в оформлении.
Отношения, возникающие между субъектами, оформляются договором пожертвования, в котором сторонами выступает жертвователь (благотворитель) и благополучатель — НКО-организатор фандрайзинговой акции.
В соответствии с действующим законодательством, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Исходя из этого, передача денег или вещей, помещений во временное пользование; оказание бесплатных услуг; выполнение безвозмездных работ в пользу НКО по своей правовой природе будут считаться пожертвованиями. Единственное отличие заключается в том, что именно подлежит передаче — деньги, вещи, услуги или работы. Соответственно, будет отличаться и порядок учета пожертвований с точки зрения бухгалтерского учета.
Разницы между оформлением договора пожертвования, где жертвователем (благотворителем) выступает НКО или коммерческие организации, нет. Счет на оплату по договору пожертвования в данном случае не выставляется. В случае, когда в качестве жертвователя (благотворителя) выступает неопределенная группа физических лиц, выбирается схема с использованием ящика для сбора пожертвований (или корзины для сбора вещей). Данная схема используется при необходимости сбора денег или вещей на различных мероприятиях или в местах скопления людей. Любое пожертвование носит добровольный и безвозмездный характер. Серьезной ошибкой является сбор пожертвований в обмен на какой-либо товар (сувенир, открытку и т.д.). В таком случае отношения по своей природе носят характер договора купли-продажи или оказания услуг, а это значит, что данные “пожертвования” подлежат налогообложению как результат предпринимательской деятельности.
Договор с добровольцем является разновидностью договора пожертвования. В соответствии с действующим законодательством добровольцы — это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности), т.е. если граждане изъявляют желание на безвозмездной основе помогать НКО в реализации их проектов (руководить проектом, мыть полы, ремонтировать мебель, организовывать мероприятие, стоять возле ящика для сбора пожертвований и рассказывать о проектах НКО и т.д.), то они будут добровольцами. Ключевой ошибкой НКО при оформлении отношений с добровольцами является включение в договор положений из трудового договора.
В настоящее время, среди НКО можно отметить тенденцию к увеличению практик сбора частных пожертвований через Интернет. Сюда можно отнести любые фандрайзинговые схемы, основной задачей которых является онлайн-перевод пожертвования с банковской карты жертвователя в адрес НКО на реализацию того или иного проекта.
Главным подводным камнем является неприспособленность существующих схем к сбору пожертвований с правовой точки зрения. Большая часть посредников, т.е. коммерческих организаций, оказывающих услуги по проведению денежных операций через Интернет (к которым в том числе относится и сбор пожертвований), работает с коммерческими организациями и не имеет опыта сотрудничества с НКО, а также проработанных договоров для работы с ними.
При использовании схем с электронным сбором пожертвований главной задачей является проработка договора между НКО и организацией, оказывающей посреднические услуги по сбору пожертвований через Интернет. В силу неразвитости правовых механизмов электронных интернет-пожертвований российские НКО чаще всего используют “серые” правовые схемы.
По итогам проведенных фандрайзинговых акций собранные пожертвования чаще всего передаются конечному благополучателю — другой НКО или физическим лицам. В данном случае НКО будет выступать в качестве жертвователя (благотворителя).
Наиболее распространенным дополнением к договору пожертвования в данном случае выступает отчет об использовании пожертвования. Указанный отчет подтверждает использование пожертвования по целевому назначению, что, в свою очередь, позволяет отчитаться НКО о применении полученного имущества в соответствии со своими уставными целями и видами деятельности.
Несмотря на разнообразие и уникальность различных фандрайзинговых схем, почти всегда применяются одни и те же правовые механизмы. При подготовке любых документов НКО всегда нужно помнить про цели и виды деятельности, прописанные в ее уставе.
В.В. Хухлина
Лит.: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.38 кб

Фандрайзинг в сфере культуры

Куликова Юлия Павловна
В последние годы проблемам культуры уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса культуры в контексте формирования инновационной экономики.
Читать PDF
222.81 кб

Фандрайзинг как средство развития современного любительского творчества

Милявская Александра Дмитриевна
Читать PDF
62.49 кб

Фандрайзинг: теоретическое осмысление и опыт интеграции в библиотечную практику

Литвиненко Ирина Дмитриевна
Статья рассказывает о том, как сделать свой проект привлекательным, как научиться сотрудничать с бизнесом.The shortage of the finance for the culture facilities is the international problem. How to make the project attractive?
Читать PDF
115.60 кб

Фандрайзинг в МосГУ

Тимофеева Наталья Игоревна
Читать PDF
1.68 мб

Фандрайзинг в области естественных наук

Бадылевич Л. В., Арзамасцев А. А.
The article analyses and classifies different types of funds giving financial support to researchers in the sphere of natural sciences. Its aim is to help them find an appropriate fund of information with the aid of the Internet.
Читать PDF
263.59 кб

Фандрайзинг в естественных науках

Бадылевич Л. В.
Читать PDF
82.56 кб

Фандрайзинг в гуманитарных науках

Тарасов Андрей Борисович
Читать PDF
353.97 кб

Казус Навального: сетевой фандрайзинг как инструмент политической мобилизации

Гончаров Вадим Эдуардович, Елизаров Виталий Павлович
Предметом статьи являются новые тенденции политического фандрайзинга, связанные с использованием сети Интернет как средства политической коммуникации и мобилизации.
Читать PDF
1.56 мб

Стратегии фандрайзинговых фондов по повышению доверия к сбору частных пожертвований

Нефёдова Алёна Игоревна
В различных российских мониторинговых исследованиях стабильно фиксируется низкий уровень доверия населения к некоммерческим организациям.
Читать PDF
1.27 мб

Эволюция технологий фандрайзинга

Цветкова Г.С., Беляев И.А.
Проведен анализ эволюции фандрайзинга в развитых странах. Построена кривая жизненного цикла фандрайзинга с учетом позиционирования российских технологий привлечения средств на научные исследования.
Читать PDF
1.20 мб

Использование инструментов фандрайзинга для развития сферы культуры в российской Федерации

Носкова Н.А.
В статье рассматриваются возможности применения инструментов фандрайзинговой деятельности для реализации целей государственной культурной политики в РФ.
Читать PDF
815.95 кб

Фандрайзинговый проект как метод формирования проектной компетентности будущих PR-специалистов

Осадчая Ирина Александровна
Показаны содержание, критерии и технологии реализации компетентностного подхода к формированию проектной компетентности специалистов по связям с общественностью.
Читать PDF
274.52 кб

Интерпретация понятия «Готовность к осуществлению фандрайзинга»

Дуисеева Алина Романовна
В данной статье делается попытка определения сущности понятия «готовность к фандрайзингу» как значимого качества современного специалиста в условиях профессиональной подготовки; выявляется характер взаимосвязи таких явлений, как «
Читать PDF
72.11 кб

О фандрайзинговой компании в общеобразовательном учреждении

Минкина Г. В., Пугачева Н. Б.
The implemented aim of the report is to disclose the notion of fundraising as one of the technologies of finance accumulating for the educational purpose.
Читать PDF
1.92 мб

Готовность к фандрайзингу будущих магистров педагогического профиля как новый значительный компонент

Дуисеева Алина Романовна
Представлен анализ готовности к фандрайзингу как условию развития инновационного интегративного качества будущих магистров по педагогическому направлению, отражающемуся в способности принимать обоснованные решения, делать адекватн

Похожие термины:

  • ФАНДРАЙЗИНГ МЕДИЙНЫЙ

    формирование бюджета медийного проекта из различных источников (государственных, спонсорских, грантовых, личных и пр.).