ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Найдено 1 определение
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами. Российская Федерация — государство, внутреннее строение которого основано на объединении государств и территориальных образований с чертами ограниченной государственности. Концепция российского федерализма определена прежде всего Конституцией Российской Федерации 1993 г. К основным принципам Ф. у. Р., согласно Конституции РФ, относятся: государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Эти принципы федеративного устройства закрепляются в ст. 5 Конституции РФ. Федеративные отношения регулируются ст. 65-79 Конституции РФ, которые составляют главу «Федеративное устройство».
Сферу федеративных отношений регулируют и другие ст. Конституции, которые предусматривают порядок разрешения споров между органами государственной власти федерации и ее субъектов, между государственными органами самих субъектов федерации и др. Определенное значение в регулировании федеративных отношений имеет Федеративный договор. Но его положения действуют не параллельно с нормами Конституции, не дополняют Конституцию, а имеют силу постольку, поскольку не противоречат Конституции. В регулировании федеративных отношений особое место занимают конституции республик в составе РФ и уставы краев, областей, городов федерального значения и автономных образований. Каждый из этих актов устанавливает систему органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, их взаимоотношения между собой, а также — некоторые особенности отношений субъекта федерации и федерации в целом. Но такие особенности определяются, главным образом, двухсторонними договорами между федерацией и отдельными субъектами федерации.
Статус федерации в России включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Она имеет Конституцию и федеральные законы, которые обладают верховенством на всей территории страны. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, устанавливает режим и защиту государственной границы. Российская Федерация имеет единое гражданство. Каждая республика в составе РФ имеет свое гражданство. Гражданин республики является вместе с тем гражданином федерации. Однако гражданство республик не порождает института двойного гражданства. Российская Федерация имеет общие для всей федерации федеральные органы государственной власти. В структуре федеральных органов государственной власти отражена федеральная природа страны. Так, в одну из палат Федерального Собрания — Совет Федерации, входят по два представителя от каждого субъекта федерации; по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
Федерация имеет единые вооруженные силы. Статус федерации нашел свое конкретное выражение в закрепленных федеральной Конституцией предметах ведения и полномочиях, принадлежащих исключительно федерации. В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты РФ имеют свое законодательство, их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции Российской Федерации. С 1994 г. стала широко распространяться практика двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Они стали инструментом, обеспечивающим закрепление региональных особенностей, а значит и асимметричность федерации. По вопросу о необходимости и целесообразности подписания этих договоров существуют различные точки зрения. См.: Государство федеративное. Федерализм.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.13 мб

Основы и проблемы федеративного устройства России

Раньжина И.В., Бондаренко О.Н.
В статье дается краткий анализ причины становления федеративных отношений в современной России. На фоне распада СССР федерализм явился тем «лекарством», которое позволило удержать страну от полного развала.
Читать PDF
254.90 кб

Перспективы формирования федеративного устройства Союзного государства России и Беларуси

Смищенко Руслан Сергеевич
В настоящее время в политической сфере продолжают оставаться актуальными проекты федеративного устройства.
Читать PDF
144.22 кб

Трансформация модели федеративного устройства России на рубеже XX - XXI вв. : причины и последствия

Алябьева Татьяна Константиновна
Проведен анализ экономических, политических, международных причин трансформации модели государственного устройства Российской Федерации, выделены этапы трансформации федерации, в том числе в условиях политико-административного и с