ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР

Найдено 1 определение
ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
документ, подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством регионов России (за исключением Татарстана и Чечни). Ф. д. сыграл исключительную роль в достижении стабильности, в прорыве от по существу унитарного к федеративному государству. До подписания Ф. д. края, области считались административными единицами. После подписания Ф. д. они стали одним из видов субъектов федерации административно-территориального типа. Конституция РФ 1993 г провозгласила их равноправными субъектами федерации, но пока реально такое равноправие не обеспечено. Документ, именуемый Ф. д., включает три близких по содержанию договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации трех типов: республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области и автономных округов. Конституция 1993 г. восприняла классификацию, которой следовал Ф. д., и в ст. 65 перечислила все субъекты Российской Федерации, группируя их соответствующим образом.
Ф. д. даже по формальным признакам не решал многие вопросы государственного устройства. Он, во всяком случае, не был учредительным актом и не создавал заново федеративного государства. Но роль договора проявилась в том, что он способствовал реализации идей федерализма в условиях, когда отношения между центром и субъектами федерации еще испытывали сильное воздействие прошлого, последствий существования суперцентрализованной структуры власти. В таких условиях перераспределение предметов ведения и полномочий, означавшее по сути дела их перенесение с федеральных органов государственной власти на органы государственной власти субъектов федерации или существенное ограничение роли федерации, имело серьезнейшую политическую нагрузку. Разумеется, конкретно-историческая обстановка, в которой разрабатывался и подписывался Ф. д., не могла не сказаться как на отборе вопросов для принятия согласованных подходов, так и на компромиссном характере ряда важных решений.
Действительно, Ф. д. был документом компромиссным между центром и регионами, между различными политическими силами на федеральном уровне. В связи с этим он содержал немало двусмысленностей и недоговоренностей. Так, Ф. д. оставил нерешенной проблему соотношения статусов субъектов федерации различных типов. Он закрепил фактически неравенство субъектов федерации как между собой, так и во взаимоотношениях с центром. Республики обладали большими правами, чем другие субъекты федерации. Вместе с тем Ф. д. оставил открытым вопрос о правовой природе Российской Федерации. Некоторые политики и юристы заявили, что с подписанием Ф. д. Россия становится договорной федерацией, хотя речь в нем шла всего лишь о разграничении предметов ведения и полномочий. Фактически же предпринимались попытки подчинить новую российскую Конституцию Ф. д. и превратить конституционную федерацию в договорную или даже — в конфедерацию, в которой республики занимали бы привилегированное положение. Не было ясности и в том, каким образом могут разрешаться возможные споры в обширной сфере совместной компетенции.
Существуют несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Ф. д. Так, в Ф. д. республики выступают как суверенные государства. В Конституции РФ такого определения республик в составе Российской Федерации нет. Поэтому положения ч. 4 п. 1 Заключительных и переходных положений Конституции РФ дают основания признать не соответствующим Конституции Российской Федерации указание в Ф. д. на суверенность республик. В этом случае действуют положения Конституции РФ. См.: Конституция Российской Федерации, Федеративное устройство России.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.