Feyerabend, Paul К.) (1924-1994) - родившийся в Австрии философ науки, работавший в Великобритании и США, а также в других странах Европы. Испытавшее влияние поздней философии Витгенштейна, его основное произведение содержало отказ от фальсификационизма Карла Поппера. Наиболее известные его работы — "Против смелого" (1975) и "Тишина в свободном обществе" (1978), в которых он отклоняет идею об универсальном научном методе. Подобно Томасу Куну, чьи труды во многом близки его работам, Фейерабенд в оценке науки делает упор на то, что она является "плотью и кровью деятельности" и определяется социально, а о нельзя понять в формальных или простых рациональных терминах "Научным рационалистам" (вроде Поппера и Имре Лакатоса), претендующим на универсальный научный метод, Фейерабенд отвечает так: "Единственное универсальное правило в науке — это то, что «что-нибудь происходит»". Одной из основных причин, почему Фейерабенд отклоняет фальсификационизм в качестве универсального метода, является несоизмеримость научных понятий и относительности теории, а следовательно, интерпретация каких-либо потенциально опровержимых эмпирических данных. При таких обстоятельствах "плюрализм" и "размножение теорий" часто может быть лучшей стратегией, не поддерживаемой фальсификационизмом. Главная цель Фейерабенда, особенно в его поздних работах, — разоблачение сверхрационалистских претензий современной науки, ее "церковноподобного" статуса в современном обществе и "правил экспертов", которые часто этим порождаются. Нужно возвратить научные суждения в общую сферу (аргумент, отчасти созвучный работе "На свободе" Дж. С. Милля). Полемические и иконоборческие положения Фейерабенда вызывали частые обвинения в "иррационализме". Но Фейерабенд часто преднамеренно темнит, расставляя ловушки догматическим рационалистам, чтобы спровоцировать их на еще большую степень выражения своих идей. Его же основной подход, однако, не означает четкой поддержки философского релятивизма, ибо это просто другая форма философского догматизма. Взамен, подобно Куну, Фейерабенд желает подчеркнуть, каким образом наука и знание в целом зависят от ряда методов. В данном контексте, хотя утверждения знания относятся иногда к особой научной парадигме или особым формам жизни (как в простом обществе), в других случаях можно делать более общие утверждения с точки зрения "реализма" (Фейерабенд, 1981, говорит о "двух цепочках аргументации"). Ведь не существует окончательных правил и единой тождественной основы рациональности. Рационалисты, видимо, ошибаются, когда утверждают противоположное и изменяют собственным требованиям к "критической" философии или к науке. В подобном его представлении есть сходство с Ричардом Бернштейном (1983), призвавшим развитие философской и социологической мысли "вне объективизма или релятивизма" (ср. Хабермас, с которым у Фейерабенда обнаруживаются и сходства, и различия).