теории, возникшие на базе движения против социально-экономической дискриминации женщин. Впервые идеи Ф. были изложены О. де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фон Гиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792). В 19 в. Ф. тесно связан с франц. утопическим социализмом (сен-симонизмом), а также с именем Милля. Представители Ф. требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ. В развитии идей Ф. немаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в.— движение за предоставление женщинам избирательных прав, к-рые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, к-рое вновь начинает активизироваться после окончания второй мировой войны. Родоначальницей Ф. с. к. наших дней можно считать амер. исследовательницу Б. Фриден [1], показавшую на широком фактическом материале, к каюгм негативным последствиям приводит духовная неудовлетворенность совр. женщины, если она занята исполнением только семейных обязанностей. Ф. с. к. развиваются в различ. направлениях.
Наряду с традиционными и «либерально-реформистскими» теориями Ф., получившими особую популярность в Англии и Швеции, в 60—70-х гг. возник качественно новый тип Ф. с. к.— «радикальный», интенсивно развивавшийся в США, ФРГ, Франции. Его приверженцы [2; 3] подвергают критическому анализу «патриархальную» культуру, считая об-во и семью ин-том репрессивного подавления женщины, призывают к пересмотру всей существующей системы социальных отношений между полами, к созданию теорий «новой культуры». Причины дискриминации женщины сторонники радикальных Ф. с. к. видят в разделении женщин и мужчин на биологические классы, в основе к-рого лежит репродуктивная функция. По их мн., через посредство культурных символов пол становится орудием власти, фактором социальной стратификации, элементом микрополитики. Поэтому в русле радикальной Ф. с. к. вся сфера сексуальности (половые роли, брак и семья, деторождение) объявляется политической сферой, имеющей непосредственное отношение к власти над женщиной. В системе патриархальных символов, как полагают «радикалки», «мужское» трактуется как «культурное», «женское» — как «природное», «биоидное» (и стало быть, низшее), женщине навязывается «культурная неполноценность», пролонгируемая через разделение труда и систему культурных норм. Анализируя фольклор, мифологию, иск-во, художественную лит-ру, религию, философию, право, радикальный Ф. стремится доказать «андроцентристский» характер зап. культуры, основанной на принципах власти, господства, подавления женщины мужчиной, на отождествлении подлинно человеческих кач-в исключительно с мужчиной и мужскими кач-вами. Представители «социалистической» Ф. с. к. пытаются сочетать радикализм с марксизмом (М. Бенстон, 3. Эйзенштейн). Класс и пол с позиций «социалистического» Ф. представляются политическими механизмами, к-рые необходимо устранить, а мужское и женское начала должны быть социально иррелевантны (независимы).
Впоследствии феминистский радикализм постепенно идет на убыль (значит, роль в этом процессе сыграли «неоконсервативная волна», антифеминистские выступления «новых правых»). Дальнейшее развитие об-ва и культуры видится представителями Ф. по-разному. Напр., «гинекоцентристки» считают, что главным явл. обществ, признание большей, по сравнению с мужской, ценности «истинно женского, женственного» (С. Гриффин). Сторонницы т. наз. «культурного» Ф. настаивают на развитии отдельно от мужской, сепаратной женской культуры общения, поведения, отношений. «Гуманистические» Ф. с. к. ориентированы на создание об-ва, исключающего любые формы господства, насилия и подавления личности, на перестройку всей системы человеческих отношений (между мужчиной и женщиной, внутри каждой из половых групп, между взрослыми и детьми). Эта программа роднит идеологию Ф. с социальными программами др. альтернативных движений.
Появляются даже мужские феминистские группы, к-рые называют себя «партизанами в борьбе против патриархата». На почве зап. Ф. возникает и «альтернативная наука»: феминистская философия М. Хинтикки, «несекситская» социология и психология Дж. Бернард, к-рые пытаются включить женский опыт восприятия в научную картину мира и его объяснение.