ФЕНОМЕНАЛИЗМ
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
англ. phenomenalism; нем. Phanomenalismus. чешск./епотепаШтиз. Учение, согласно к-рому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
phenomenalism) — эмпирическая доктрина (в частности, развитая Дж. С. Миллем), согласно которой вещи "являются постоянными возможностями ощущений". Таким образом, феноменализм не следует смешивать с феноменологией. Влияние феноменализма испытал Дюркгейм.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Феноменализм
(от греч. phainomenon – букв. являющийся). Феноменалізм. Phenomenalism. Методологическая позиция, согласно которой непосредственно данным есть только явление (феномен) как последняя доступная для познания действительность. Ф. в социологии не разрабатывает мировоззренческих проблем, подобно философскому Ф. Он просто рассматривает все социальные явления и процессы как такую реальность, которая может оказывать влияние на чувства людей, что создает возможность для эмпирического описания результатов такого влияния, которое (описание) является самодостаточной познавательной процедурой. Ф. хотя непосредственно связан с феноменологией, однако не сводится к ней. Для Ф., в частности Дж. Ст. Миля (John Stuart Mill), вещи “являются постоянными возможностями ощущений”. Э. Дюркгейм (Emile Durkheim) значительно расширил методологическое значение такой позиции и стал требовать, чтобы даже явления субъективного порядка рассматривались как вещи, т. е., как то, что может оказывать влияние на ощущения и формировать впечатления или образы действительности, которые для него собственно и есть социальная реальность. И действительно, для отдельно взятого индивида практически вся совокупность идей и представлений, функционирующих в обществе, даны объективно, т. е. как существующие помимо его воли. А такого рода их независимость практически от каждого превращает весь их комплекс в коллективные представления, определяющие социальное поведение всех. Феноменологическая социология культуры. См. Социология культуры феноменологическая и Социология повседневности.