ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
англ. sociology, phenom-enological; нем. Soziologie, phanome-nologische. Теоретико-методологическое направление, рассматривающее общество как явление, постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов; одна из разновидностей социологии понимающей.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
теоретико-методологич. направление в современной социологии, рассматривающее об-во как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой С.ф. послужили идеи Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Мерло-Понти. Основоположник С.ф. - А. Шюц, работы к-рого, получив распространение в 60-70-х гг. XX в., стали исходам пунктом множества концепций Ф.с. Однако новейшее их развитие (структурная социология Э. Тириакьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодология, когнитивная социология А.Сикурела и др.) ведет к пересмотру основных принципов С.ф. Л.Г. Ионин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
phenomenological sociology) — социологические подходы, ведущие начало от творчества Альфреда Шюца (см. также Социальная феноменология; Феноменология). Наиболее яркое современное выражение данных подходов представляет собой "Социальное конструирование действительности" Бергера и Лукмана (1967). Это важное произведение по социологии познания доказывает, что всякое знание строится социально и ориентируется на определенные практические проблемы. "Факты" никогда не могут быть нейтральны, но всегда рефлексивны в отношении той причины, по которой они требуются. Данный акцент на обыденном знании оказал влияние на диалоговый анализ, этноме-тодологию, современную герменевтику и разновидности детального этнографического включенного наблюдения, хотя общей линией в меньшей мере является общий метод, чем неприятие позитивизма, характеризовавшегося использованием количественных методов исследования.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Феноменологическая социология
Социологическая школа, в основании которой лежит феноменологическая философия. Основной своей задачей феноменологическая социология считает анализ и описание повседневной жизни–жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. Такое исследование осуществляется посредством определенного «выведения за скобки» суждений о социальной структуре, то есть оно не связано с допущениями о существовании или причинных силах структуры общества. Феноменологи утверждают, что, хотя люди в целом полагают мир повседневности как нечто само собой разумеющееся, феноменологический анализ должен показывать, каким образом этот мир конструируется. В социологии феноменология появилась во многом благодаря работам А.Шюц. Однако наиболее известное социологическое исследование, построенное на феноменологических принципах, представлено работой П. Бергера и Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности». Отправной точкой их анализа была феноменология знания, характерного для повседневной жизни.
СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
(социология и от греч. phainomenon - являющееся + .. логия) - антипозитивистское течение, представляющее собой разновидность понимающей социологии, сложившееся во второй половине XX в. под влиянием идей А. Щюца. Представители С.ф., подвергая критике стремление позитивистов рассматривать социальные явления как «вещи», основную задачу социологии видят в постижении социальной реальности в ее человеческом измерении, в соотнесении со смыслом социального взаимодействия индивидов. Предметом С.ф. выступает социальная реальность как результат духовного взаимодействия индивидов, как постоянный процесс интерпретации и переинтерпретации участниками социальных взаимодействий конкретных социальных ситуаций (см.: Интеракционизм в социологии). Поэтому С.ф. основное внимание уделяет изучению представлений, ценностей, установок, целей и мотивов социального поведения индивидов. Основу методологии С.ф. составляет интерпретация (от лат. interpretáló - посредничество) как истолкование, раскрытие смысла и значения человеческого поведения. С.ф. включает в себя множество направлений: структурная социология (Э. Тириакьян), социология знания (П. Бергер, Т. Лукман), этнометодология (Г. Гарфинкель), когнитивная социология (А. Сикурел), социология повседневности (П. Бергер, А. Щюц), социология массового общества (И. Гофман). Современная С.ф. большое внимание уделяет изучению информационных процессов в ходе социальных коммуникаций, прежде всего их социолингвистической проблематике.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
PHENOMENOLOGICAL SOCIOLOGY) Тип социологии, в основании которого находится феноменологическая философия. Основной своей целью феноменологическая социология считает анализ и описание повседневной жизни — жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. Такого рода исследование осуществляется посредством «вынесения за скобки» суждений о социальной структуре, то есть оно не связано с допущениями о существовании или причинном влиянии социальной структуры, феноменологи утверждают, что, хотя люди в целом воспринимают повседневный мир как нечто само собой разумеющееся, самоочевидное, феноменологический анализ должен показывать, каким образом этот мир конструируется. Рассматриваемая таким образом феноменологическая социология является частью движения, критикующего использование в социологии позитивистских методов. В частности, феноменологи выступали против идеи, согласно которой индивиды формируются социальными силами, а не создают социальный мир сами, против пренебрежения смыслом человеческих действий и использования причинного анализа человеческого действия. Феноменологи полагали, что такого рода подход ведет к игнорированию уникального по своей сути человеческого характера социального взаимодействия. В социологии феноменология появилась во многом благодаря А. Шюцу. Однако наиболее известным социологическим исследованием, осуществленным в соответствии с феноменологическими принципами, является работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (Berger and Luckmann, 1967). Их отправной точкой является феноменологический анализ знания, характерного для повседневной жизни. Такому знанию почти всегда свойственна типизация, и оно в сущности ориентировано на решение практических проблем. Бергер и Лукман утверждают далее, что это повседневное знание творчески производится индивидами, испытывающими также влияние совокупного объема институционализированного знания, произведенного другими людьми. Феноменологическая социология не оказала большого влияния на социологию в целом и была подвергнута широкой критике. Утверждалось, что она имеет дело с тривиальными темами, является исключительно описательной, имеет крайне ограниченное эмпирическое применение и пренебрегает идеей социальной структуры. См. также: Гарфинкель; Герменевтика; Деятельность и структура; Социология повседневной жизни; Этнометодология; Verstehen. Лит.: Wolff (1978)
Источник: Социологический словарь
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
теоретико-методологическое направление в социологии 20 в.; разновидность понимающей социологии, рассматривающей об-во как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов (на языке новейших версий Ф. с.— в процессах межиндивидуальной коммуникации). Филос. основой Ф. с. послужили идеи феноменологической философии Гуссерля, Шелера, Мерло-Понти. Основоположником Ф. с. явился Шюц, идеи к-рого, получившие распространение в 60—70 гг., стали исходным пунктом множества концепций Ф. с. («структурная социология» Э. Тириакьяна, социология знания Бергера и Лукмана, этнометодология Гарфинкеля, когнитивная социология А. Сикурела, многочисленные версии т. наз. социологии повседневности).
Сторонники Ф. с, обвиняя позитивизм и натурализм в отчуждении, объективировании, реифицировании (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов. Эта задача, однако, не получила в Ф. с. правильного решения. Феноменологическая методология, по самой своей природе не приспособленная к анализу объективных предметно-деятельностных процессов, ведет к подмене объективности социальных явлений феноменологически трактуемой интерсубъективностью. В конечном счете социальная жизнь, как она изображается в Ф. с, утрачивает объективный характер и оказывается сведенной к представлениям об об-ве и к взаимодействию и взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов. В то же время многим представителям Ф. с. удается достичь подлинной виртуозности в описании взаимодействий, представлений индивидов (особенно на повседневном уровне), что ведет к обнаружению формальных структур общения, ускользающих от внимания исследователей при объективистском подходе. Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с конца 60-х гг. стало перенесение интереса многих исследователей (А. Сикурел, П. Саднау, П. Мак-Хью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию, лингвистику.
Социол. исследование в рамках Ф. с. превращается в психологическое, психо- и социолингвистическое по мере того, как изучение социальных детерминант деятельности подменяется изучением информационных процессов в ходе взаимодействия. Данные исследования дают определенные рез-ты в области проблем языковой социализации, семантической дифференциации, экстралингвистической коммуникации и т. д.
Но одновременно происходит и размывание исходных философских принципов Ф. с. Др. актуальной тенденцией развития Ф. с. явл. использование теоретического аппарата, разработанного Шюцем, для целей, свойственных традиционной знания социологии (Бергер, Лукман и др.). В ходе своего развития Ф. с. все более утрачивает мировоззренческую определенность и интегрируется в традиционные социол. школы и направления, в свою очередь привнося в них навыки анализа взаимодействий на микроуровне и изначально свойственное феноменологии умение воспринимать и концептуализировать субъективные факторы объективных социальных процессов.
Сторонники Ф. с, обвиняя позитивизм и натурализм в отчуждении, объективировании, реифицировании (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов. Эта задача, однако, не получила в Ф. с. правильного решения. Феноменологическая методология, по самой своей природе не приспособленная к анализу объективных предметно-деятельностных процессов, ведет к подмене объективности социальных явлений феноменологически трактуемой интерсубъективностью. В конечном счете социальная жизнь, как она изображается в Ф. с, утрачивает объективный характер и оказывается сведенной к представлениям об об-ве и к взаимодействию и взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов. В то же время многим представителям Ф. с. удается достичь подлинной виртуозности в описании взаимодействий, представлений индивидов (особенно на повседневном уровне), что ведет к обнаружению формальных структур общения, ускользающих от внимания исследователей при объективистском подходе. Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с конца 60-х гг. стало перенесение интереса многих исследователей (А. Сикурел, П. Саднау, П. Мак-Хью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию, лингвистику.
Социол. исследование в рамках Ф. с. превращается в психологическое, психо- и социолингвистическое по мере того, как изучение социальных детерминант деятельности подменяется изучением информационных процессов в ходе взаимодействия. Данные исследования дают определенные рез-ты в области проблем языковой социализации, семантической дифференциации, экстралингвистической коммуникации и т. д.
Но одновременно происходит и размывание исходных философских принципов Ф. с. Др. актуальной тенденцией развития Ф. с. явл. использование теоретического аппарата, разработанного Шюцем, для целей, свойственных традиционной знания социологии (Бергер, Лукман и др.). В ходе своего развития Ф. с. все более утрачивает мировоззренческую определенность и интегрируется в традиционные социол. школы и направления, в свою очередь привнося в них навыки анализа взаимодействий на микроуровне и изначально свойственное феноменологии умение воспринимать и концептуализировать субъективные факторы объективных социальных процессов.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
в узком (строгом) смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социологизированной версии феноменологии позднего Э. Гуссерля; в широком смысле теоретико-методологическая ориентация в "неклассической" социологии 20 в., эксплицировавшая социологический потенциал философской феноменологии для осмысления социального мира в его сугубо человеческом бытии - с позиций практически действующих, конституирующих себя и себя-в-мире индивидов. В этом отношении Ф.С. следует общим установкам понимающей социологии и вписывается как особая редакция в "гуманистическую альтернативу" в социологическом знании в целом.
В качестве самостоятельных версий Ф.С. могут быть рассмотрены, с одной стороны, этнометодология Гарфинкеля и близкий ей проект когнитивной социологии А. Сикурела, а с другой - феноменологический вариант социологии знания Бергера и Лукмана . В этих версиях заметно влияние идей философской антропологии, в частности - Шелера , а также символического интеракционизма (прежде всего Дж.Г. Мида - ). Линию экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти продолжил в американской социологии Э.А. Тириакьян.
Исходная посылка Ф.С. задает ее оппонирование структурно-функциональной социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших ее интерпретаций. Соответственно, в фокус внимания социологии должна попасть человеческая субъективность. Однако взгляд на нее с позиции внешнего наблюдателя как минимум непродуктивен, не позволяет "пробиться" к ее истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек, т.е. в мир жизни или жизненный мир. Только в этом случае можно дать адекватное толкование, понять принципы конструирования (конституирования) мира и переистолковать, т.е. изменить его, что требует выхода на исходные основания всякого возможного опыта-знания и требует, следовательно, освобождения нас от предвзятости видения, налагаемого реальной историей и культурой, в которой мы (некритически) социализированы. Тем самым необходим выход на уровень изначального коллективно разделяемого опыта, далее "не разложимого", воспринимаемого как данность. А это взгляд на мир как пред-данное, в котором только что-то и возможно, в том числе и какое-либо знание, которое само вырастает из этого мира феноменов (того, что наличествует в сознании непосредственно, ясно и очевидно, не будучи связано с логикой умозаключений). Таким образом, социальные феномены пред-задаются сознанием, его содержанием и способами представленности в нем. Сознание всегда интенционально, оно всегда о чем-то, всегда вплетено в мир, однако судить о чем-либо находящемся вне сознания (о мире объектов), мы не имеем никаких оснований. Следовательно, любая адекватная своему предмету социологическая стратегия должна: 1) исходить из "взятия в скобки" вопроса о существовании мира объектов вне сознания; 2) провести феноменологическую редукцию, т.е. освободиться от "предвзятостей" видения и обнаружить исходное значимое для всякого субъекта, разделяемое им (но не независимое от него); 3) зафиксировать естественную установку (естественное, "незатемненное" наработанными условностями и абстракциями непосредственное отношение к миру), которая возможна только в жизненном мире (мире повседневности - отсюда более поздние версии "социологии повседневности"); 4) дать анализ-реконструкцию возможных согласований-пониманий, достигаемых субъектами в интерсубъективном взаимодействии-общении и выявить основополагающие принципы и механизмы конституирования (конструирования) при этом социокультурного мира.
Таким образом, проект Ф.С. начинается с точки, на которой останавливается философская феноменология или с которой она начинает движение к трансцендентальной установке - поиску "чистого" сознания, интенциональных структур, трансцендентальной субъективности (мира как он возникает, становится и существует для нас) посредством трансцендентальной редукции (вторичной феноменологической редукции). В этой точке Ф.С. как бы оборачивает движение, ставя своей задачей описание смыслового строения социального мира, развертывая его из первичных фундирующих интенций как организацию социальной реальности практически действующими субъектами, исходящими из первично данных, "разделяемых всеми" значений. По сути Ф.С. - это нетрансцендентальная конститутивная феноменология естественной установки. В этом случае ее исходная задача заключается в том, чтобы показать, каким образом возможен изначальный коллективно разделяемый опыт, снимающий тотальную субъективность видения и задающий общность восприятия и понимания мира у множества индивидов; это ни что иное, как проблема возможности интерсубъективного понимания или (шире) проблема интерсубъективности как конституирующего социум начала.
Исходной для конституирования интерсубъективного пространства в Ф.С. оказывается ситуация "лицом-к-лицу". В ней каждый из участников взаимодействия исходит из двух допущений: 1) признания обоюдности перспектив и 2) признания их смысловой конгруэнтности (релевантности). Обоюдность перспектив предполагает принципиальную взаимозаменяемость моей и иной ("Другого") перспектив - встав на место "Другого", заняв его "здесь", "Я" увижу вещи так же, как и он (и наоборот). Второе допущение исходит из моей веры в то, что "Другой" при определенных обстоятельствах будет оценивать эти обстоятельства так же, как и "Я", и будет выбирать для достижения конкретной цели такие же средства. Фактически, это ход к типизациям (впечатлений, людей, событий, ситуаций), воспринимаемым как знание "каждого" (т.е. знание объективированное и анонимное), апплицируемое на каждый уникальный случай. Так, мы понимаем и интерпретируем "Другого", хотя и приблизительно, но всегда лучше, чем самих себя. Свое "Я" возможно зафиксировать лишь в рефлексивном повороте к самому себе, а предметом рефлексии всегда является уже "бывшее", отстраненное от "здесь-и-теперь", т.е. мне не дано мое собственное действие в его актуальном настоящем. Зато "Другой" дан мне непосредственно "здесь-и-сейчас". С другой стороны, "Другой" также не видит себя "здесь-и-сейчас", но способен непосредственно увидеть меня. Следовательно, можно говорить о некоторой непосредственной одновременности "Мы" в силу пересечения потоков нашего сознания "здесь-и-сейчас". И это не требует от нас никакой рефлексии. Единственно, что от нас требуется - это некоторое знакомство с "биографическими ситуациями" друг друга. В противном случае "Мы-отношения" заменяются на "Они-отношения" современников, когда поведение другого истолковывается только исходя из типической модели. "Мы-отношения" и "Они-отношения" задают рамку возможного структурирования - организации реальности, т.е. ее конституирования в разных ситуациях взаимодействия-общения через вычленение и фиксацию значений новых переживаний. При этом последние включаются в целое "наличного запаса знаний", интерпретируются по определенным схемам (типизациям), объективируемым в культуре. Тем самым Ф.С. может интерпретироваться как одна из версий социологии культуры (культур-социологии) и в этом отношении ее дальнейшее развертывание переносится в область выявления контекстов значений, к которым относит свое действие (знак) сам действующий индивид, что дополняется, как правило, выявлением его мотивов. Эта линия наиболее полно нашла свое воплощение в рамках общей "понимающей" ориентации в социологии и в этнометодологии. Однако Ф.С. может быть одновременно переинтерпретирована и как версия социологии знания, если акцент будет перенесен на процессы вторичных типизаций, ведущих к конституированию автономных областей специализированного (прежде всего - научного) знания. Эта линия наиболее полно воплотилась в феноменологической концепции знания Бергера и Лукмана.
В.Л. Абушенко
В качестве самостоятельных версий Ф.С. могут быть рассмотрены, с одной стороны, этнометодология Гарфинкеля и близкий ей проект когнитивной социологии А. Сикурела, а с другой - феноменологический вариант социологии знания Бергера и Лукмана . В этих версиях заметно влияние идей философской антропологии, в частности - Шелера , а также символического интеракционизма (прежде всего Дж.Г. Мида - ). Линию экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти продолжил в американской социологии Э.А. Тириакьян.
Исходная посылка Ф.С. задает ее оппонирование структурно-функциональной социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших ее интерпретаций. Соответственно, в фокус внимания социологии должна попасть человеческая субъективность. Однако взгляд на нее с позиции внешнего наблюдателя как минимум непродуктивен, не позволяет "пробиться" к ее истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек, т.е. в мир жизни или жизненный мир. Только в этом случае можно дать адекватное толкование, понять принципы конструирования (конституирования) мира и переистолковать, т.е. изменить его, что требует выхода на исходные основания всякого возможного опыта-знания и требует, следовательно, освобождения нас от предвзятости видения, налагаемого реальной историей и культурой, в которой мы (некритически) социализированы. Тем самым необходим выход на уровень изначального коллективно разделяемого опыта, далее "не разложимого", воспринимаемого как данность. А это взгляд на мир как пред-данное, в котором только что-то и возможно, в том числе и какое-либо знание, которое само вырастает из этого мира феноменов (того, что наличествует в сознании непосредственно, ясно и очевидно, не будучи связано с логикой умозаключений). Таким образом, социальные феномены пред-задаются сознанием, его содержанием и способами представленности в нем. Сознание всегда интенционально, оно всегда о чем-то, всегда вплетено в мир, однако судить о чем-либо находящемся вне сознания (о мире объектов), мы не имеем никаких оснований. Следовательно, любая адекватная своему предмету социологическая стратегия должна: 1) исходить из "взятия в скобки" вопроса о существовании мира объектов вне сознания; 2) провести феноменологическую редукцию, т.е. освободиться от "предвзятостей" видения и обнаружить исходное значимое для всякого субъекта, разделяемое им (но не независимое от него); 3) зафиксировать естественную установку (естественное, "незатемненное" наработанными условностями и абстракциями непосредственное отношение к миру), которая возможна только в жизненном мире (мире повседневности - отсюда более поздние версии "социологии повседневности"); 4) дать анализ-реконструкцию возможных согласований-пониманий, достигаемых субъектами в интерсубъективном взаимодействии-общении и выявить основополагающие принципы и механизмы конституирования (конструирования) при этом социокультурного мира.
Таким образом, проект Ф.С. начинается с точки, на которой останавливается философская феноменология или с которой она начинает движение к трансцендентальной установке - поиску "чистого" сознания, интенциональных структур, трансцендентальной субъективности (мира как он возникает, становится и существует для нас) посредством трансцендентальной редукции (вторичной феноменологической редукции). В этой точке Ф.С. как бы оборачивает движение, ставя своей задачей описание смыслового строения социального мира, развертывая его из первичных фундирующих интенций как организацию социальной реальности практически действующими субъектами, исходящими из первично данных, "разделяемых всеми" значений. По сути Ф.С. - это нетрансцендентальная конститутивная феноменология естественной установки. В этом случае ее исходная задача заключается в том, чтобы показать, каким образом возможен изначальный коллективно разделяемый опыт, снимающий тотальную субъективность видения и задающий общность восприятия и понимания мира у множества индивидов; это ни что иное, как проблема возможности интерсубъективного понимания или (шире) проблема интерсубъективности как конституирующего социум начала.
Исходной для конституирования интерсубъективного пространства в Ф.С. оказывается ситуация "лицом-к-лицу". В ней каждый из участников взаимодействия исходит из двух допущений: 1) признания обоюдности перспектив и 2) признания их смысловой конгруэнтности (релевантности). Обоюдность перспектив предполагает принципиальную взаимозаменяемость моей и иной ("Другого") перспектив - встав на место "Другого", заняв его "здесь", "Я" увижу вещи так же, как и он (и наоборот). Второе допущение исходит из моей веры в то, что "Другой" при определенных обстоятельствах будет оценивать эти обстоятельства так же, как и "Я", и будет выбирать для достижения конкретной цели такие же средства. Фактически, это ход к типизациям (впечатлений, людей, событий, ситуаций), воспринимаемым как знание "каждого" (т.е. знание объективированное и анонимное), апплицируемое на каждый уникальный случай. Так, мы понимаем и интерпретируем "Другого", хотя и приблизительно, но всегда лучше, чем самих себя. Свое "Я" возможно зафиксировать лишь в рефлексивном повороте к самому себе, а предметом рефлексии всегда является уже "бывшее", отстраненное от "здесь-и-теперь", т.е. мне не дано мое собственное действие в его актуальном настоящем. Зато "Другой" дан мне непосредственно "здесь-и-сейчас". С другой стороны, "Другой" также не видит себя "здесь-и-сейчас", но способен непосредственно увидеть меня. Следовательно, можно говорить о некоторой непосредственной одновременности "Мы" в силу пересечения потоков нашего сознания "здесь-и-сейчас". И это не требует от нас никакой рефлексии. Единственно, что от нас требуется - это некоторое знакомство с "биографическими ситуациями" друг друга. В противном случае "Мы-отношения" заменяются на "Они-отношения" современников, когда поведение другого истолковывается только исходя из типической модели. "Мы-отношения" и "Они-отношения" задают рамку возможного структурирования - организации реальности, т.е. ее конституирования в разных ситуациях взаимодействия-общения через вычленение и фиксацию значений новых переживаний. При этом последние включаются в целое "наличного запаса знаний", интерпретируются по определенным схемам (типизациям), объективируемым в культуре. Тем самым Ф.С. может интерпретироваться как одна из версий социологии культуры (культур-социологии) и в этом отношении ее дальнейшее развертывание переносится в область выявления контекстов значений, к которым относит свое действие (знак) сам действующий индивид, что дополняется, как правило, выявлением его мотивов. Эта линия наиболее полно нашла свое воплощение в рамках общей "понимающей" ориентации в социологии и в этнометодологии. Однако Ф.С. может быть одновременно переинтерпретирована и как версия социологии знания, если акцент будет перенесен на процессы вторичных типизаций, ведущих к конституированию автономных областей специализированного (прежде всего - научного) знания. Эта линия наиболее полно воплотилась в феноменологической концепции знания Бергера и Лукмана.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия