(ФП) – рассмотрение проблем управления с позиций жизненного опыта и личностного смысла участников совместной деятельности, тех интерсубъективных значений предметов, которыми люди руководствуются при принятии решений. Феноменологический взгляд на социальную реальность означает не столько новое видение мира, сколько реабилитацию давно существующих реалий: здравого смысла и непрофессионального повседневного знания в качестве необходимых, не отменяемых наукой компонентов жизни человека; восстановление веры в конструктивную способность каждого человека найти приемлемые для него разрешения тех ситуаций, которые именно он считает проблемными, другими словами – отказ от тезиса, что сами люди не знают, чего хотят, и не ведают, что творят. Если классическая (рационалистическая, позитивистская) парадигма основана на приоритете жестких и неизменных социальных структур, то феноменологический взгляд направлен на коммуникацию как на онтологическую основу формирования порядка. Коммуникация при этом понимается не как простой обмен информацией, а как согласование значений предметов, вовлечённых во взаимодействие и смысла ситуации взаимодействия для различных участников коммуникативного процесса. Смысл, как конститутивная основа конструирующей деятельности, рассматривается при этом не с трансцендентальных, психологических и прагматических позиций, а как результат триединого процесса: 1) структурирования потока биографического опыта – ретроспективное смыслополагание, 2) проектирования желательной ситуации, интенциональное предвосхищение событий – проспективное смыслополагание, 3) осознания интересов в конкретной ситуации, интерпретации собственных переживаний – актуальное смыслополагание. Смысл, таким образом, и не индивидуален, и не трансцендентен, он – интерсубъективное единство опытов и мотивов акторов ситуации. ФП ориентирует на перманентный поиск ответа на стратегический, для управления, вопрос: как возможны взаимное понимание и коммуникация людей, чьи переживания и интерпретации в социальном мире определяются их личной судьбой и запасом наличного знания, как возможно задать общность видения актуальной ситуации и перспектив её изменения? Не только определение ситуации, но и сами объекты формируются субъектом в процессе типизации – идентификации с прошлым опытом, «узнавании» в новом привычного и понятного. В процессе типизации возникают релевантные предметы (англ. relevant – уместный, относящийся к делу) – привычные образы окружающей реальности, имеющие для человека личное значение, как «очевидные вещи». Но для типизации объектов и оценки социальных действий каждый индивид использует ту шкалу измерений, которая характерна для его «домашней» группы. ФП есть способ размышления над 1) возможностями и основаниями согласованности различных типов опыта, 2) способами и механизмами построения коллективного опыта, 3) путями реализации этого опыта. Практическое приложение этих знаний к конкретной управленческой ситуации и составляет содержание ФП в управлении, суть которого можно определить как переход от поиска идеальной управленческой модели, базирующейся на принципах рационального администрирования, к рассмотрению организации как системы самоконституирующихся процессов, к осуществлению которых привлечены как технологические, так и гуманитарные ресурсы. ФП даёт новую интерпретацию ряду понятий социологии управления, например, организационный успех, идеология управления, социально-управленческая перспектива. Если в рационально-технократической версии социологии управления организационный успех понимался как результат преодоления внешних обстоятельств и достижение прагматических целей, то в ФП организационный успех основывается на интерсубъективной системе представлений о нем работников организации. Идеология управления понимается в ФП как система идей, убеждений, ценностей, ориентированных на поддержание принятого порядка жизни организации, способов сохранения групповой идентификации. Социально-управленческая перспектива должна включать в себя не только цели организации и её акторов, но и согласованные представления о коммуникативных средствах их достижения. ФП в управлении открывает дорогу использования качественных методов исследования организации. См. также: Моделирование социальное, Социология знаний, Понимания метод.
Лит.: Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 2000; Смирнова Н.М. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность, 1995, № 1; Шюц А. Структура повседневного мышления // Социол. исследования, 1988, № 2; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стадии. М., 2003; Пирогов С.В. Феноменологическая социология и урбанистика // Вестник Томского гос. ун- та. Сер. Философия. Культурология. Филология, 2004, № 282. С.В. Пирогов