ФЕРФИ Пол Хэнли

Найдено 1 определение
ФЕРФИ Пол Хэнли
(1896-1992) - американский социолог, католический священник. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию по социологии в Католическом университете Америки (США), где впоследствии преподавал на факультете социологии до 1967 г. В 1944 г. был президентом Американского католического социологического общества. Теоретико-социологические взгляды Ф. наиболее полно изложены им в труде «Возможности и метод социологии» (1953). Социология, с его точки зрения, должна претендовать на роль «метатеории» общества, которая объясняет смысл и динамику социальных процессов на основе их комплексного рассмотрения. Признавая роль материальных условий в устройстве общества, Ф. полагал, что определяющую роль по отношению к ним играет культура, сущность которой он связывал с духовной деятельностью людей. Направленность культуры зависит от общественной морали и нравственных качеств индивидов. Моральная сфера, в свою очередь, формируется под воздействием религии. Таким образом, религия выступает фундаментальным фактором социальной жизни и поэтому требует глубокого социологического изучения. Распад или отсутствие религиозно-нравственных оснований человеческой жизни являются, по мнению Ф., действительной подоплекой социальных проблем, которые правильнее было бы называть «социальными пороками » (social evils). К их числу он относил рабство, геноцид, нищету, милитаризм и т. п. Эмпирические данные свидетельствуют, полагал Ф., что активизация всех этих явлений совпадает с периодами кризисного состояния тех или иных религиозных систем. Эти наблюдения были высказаны им в целом ряде трудов, начиная с исследования «Социальные проблемы детства» (1929) и публицистической работы «Земля в огне» (1936) и заканчивая последней из его 17 книг - «Любовь в городском гетто» (1978). На протяжении всей своей научной деятельности Ф. придерживался убеждения, что занятия социологией религии предполагают личную религиозность исследователя. Социолог не только может, но и должен оперировать ценностными суждениями, вытекающими из его вероисповедания, при работе с материалом религии, как бы ни настаивали сторонники «научной социологии» на оценочной нейтральности научного подхода. Получила известность полемика по этому поводу между Ф. и американским социологом и позитивистом Джорджем Лундбергом на страницах «Американского католического социологического обозрения» в 1946-1947 гг. Ф. соглашался с необходимостью более широкого тематического диапазона социологических исследований религии, на чем настаивали его коллеги, инициировавшие трансформацию Американского католического социологического общества в международную организацию - Ассоциацию социологии религии. Однако в целом он всегда оставался привержен подходам, свойственным религиозной социологии. Свой долг социолога и христианина он видел не только в том, чтобы изучать проблемы религиозной жизни общества, но и в посильном личном участии при разрешении каких-то из них, став соучредителем двух благотворительных обществ.

Источник: Социология религии. Словарь.