ФИЧТЕР Джозеф Хенри

Найдено 1 определение
ФИЧТЕР Джозеф Хенри
(1908-1994) - американский социолог, исследователь религии, профессор факультета социологии Католического университета Лойолы в Новом Орлеане, член католического ордена Общество Иисуса. Докторскую диссертацию но социологии защитил в Гарвардском университете, где преподавал в 1965-1970 гг. В 1970-1971 гг. был президентом Общества научного изучения религии США, в 1982-1983 гг. возглавлял Южное социологическое общество в США. Автор многочисленных публикаций по проблемам религиозной социологии. Инициатор создания при Ассоциации социологии религии фонда поддержки социологических исследований в области гендерных и религиозных отношений (Фонд Фичтера). Ведущим направлением социологической деятельности Ф. было изучение католической среды - духовенства и мирян - в условиях современного индустриально развитого и урбанистического общества. Проблемным моментом в этих занятиях для Ф. стала необходимость совмещать свою церковную принадлежность с требованиями объективности при научном подходе к предмету. В 1948 г. он провел социологическое обследование католических приходов в Новом Орлеане, результаты которого были подготовлены к публикации в виде четырехтомного аналитического обзора под общим рабочим названием «Южный приход». В этой работе Ф. изложил свою типологию верующих, избрав в качестве критериев типологизации степень участия в церковной жизни, уровень вероучительных знаний, оценки прихожанами авторитетности и влияния на них церковных установлений. На этой основе им было выявлено четыре основных типа: 1) «ядро» (убежденные верующие, с высокими показателями участия и религиозных знаний); 2) «формальные » верующие (со средним уровнем показателей); 3) «промежуточные» верующие (занимающие маргинальное положение в приходах); 4) «бездействующие » верующие (конфессиональная самоидентификация которых не подтверждается применяемыми показателями). После выхода в свет первого тома - «Динамика городского прихода» (1951) Ф. подвергся резкой критике со стороны местного католического клира. Священнослужители, недовольные научной настойчивостью Ф. и открывшейся картиной недостатков в работе приходов, обвинили его в бесцеремонном вторжении в жизнь верующих. Поэтому второй том пришлось предоставить церковной цензуре на предмет соответствия его содержания нормам канонического права. В купированном виде он вышел в 1954 г. («Социальные отношения в городском приходе»). Издание остальных двух томов было запрещено Ф. его руководителями из Общества Иисуса, лишь некоторые фрагменты из них публиковались автором в виде отдельных статей в научных журналах. Обновленная социальная позиция католицизма после Второго Ватиканского собора позволила Ф. продолжить исследования. В круг его изучения вошли межрасовые отношения в церковных и светских католических школах, организационное несовершенство церковных учреждений, распространение харизматических практик (см. Харизма) среди католиков. Наиболее интересовавшей Ф. проблемой оставалось состояние католического духовенства (теологическая подготовка, проблемы алкоголизма и здоровья, нарушение целибата и пр.), чему была посвящена, в частности, его работа «Религия как профессия» (1961). В дальнейшем Ф. дополнил свой исследовательский диапазон тематикой секуляризации, фундаментализма религиозного, культов нетрадиционных. Среди последних предметов его научного изучения оказалась деятельность одного из новых религиозных движений - «Церкви Объединения» на территории США, анализ которой привел его к выводу о несостоятельности большинства обвинений в адрес этой организации. Своеобразным обобщением итогов научного и жизненного пути Ф. стал его труд «Социология добрых дел» (1993).

Источник: Социология религии. Словарь.