ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
англ. philosophy of science; нем. Wissenschaftsphilosophie. 1. Философские проблемы развития науки. 2. Совокупность философских концепций развития науки. 3. Возникшее в 50-60-х гг. XX в. направление в англо-американской методологии науки, исследующее изменения в структуре естествознания в связи с культурно-истор., психологическими и теоретическими предпосылками (парадигмами) научной деятельности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
philosophy of science) — раздел философии, занимающийся характером и основами научного познания. В этом качестве дисциплина отчасти соприкасается с онтологией и эпистемологией, но более определенно интересуется наукой. Исторически многие темы были предписываемыми (см. Позитивизм; Фальсификационизм). Поскольку они столкнулись с проблемами (см. Кун; Фейерабенд), произошло частичное отступление от основного направления, что поставило философию науки намного ближе к историческим и социальным исследованиям науки, а также к социологии науки и социологии познания.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Философия науки
science, philosophy of), раздел философии, занимающийся исследованием понятий и методов естественных и обществ, наук. В нем можно выделить две осн. темы. Исторически наиб, важной является дискуссия о реализме, восходящая к родоначальникам науч. астрономии — Галилею (1564—1642) и Копернику (1473—1543) — и связанная с интерпретацией науч. теорий. Вопрос состоит в том, должны ли такого рода теории рассматриваться как истинные описания мира (науч. реализм) или же они являются скорее инструментами, к-рые сами по себе не обладают истинностью, но целесообразны, поскольку позволяют нам делать продуктивные предположения о непосредственно наблюдаемых явлениях (инструментализм). Сравнительно недавние дискуссии по поводу природы науч. прогресса сводятся к вопросу о рациональности, т.е. к тому, что называть науч. методом и возможен ли вообще такой единый и универсальный метод (Поппер). Обе дискуссии тесно связаны с эпистемологией, теорией познания. Науч. рациональность подразумевает вопрос об основаниях предпочтения одной науч. теории перед др. А реализм позволяет спросить, располагаем ли мы вообще убедительным основанием считать утверждения науки истинными в собственном смысле слова и следует ли считать естественные науки (напр., физику и химию) и социальные (напр., экономику и социологию) дисциплинами одного порядка, опирающимися на одни и те же методы (как в позитивизме Конта)? Решают ли естественные и обществ, науки одну и ту же задачу? Известно, что задачей естественных наук является изучение природы естественных процессов и осуществление за ними контроля, в то время как задача обществ, наук состоит в объяснении поведения людей. В этой области актуальна проблема редукционизма: можно ли свести социологию к психологии, а ее, в свою очередь, — к более основательной с физ. т.зр. неврологии? Или же обществ, и психолог, явления несводимы друг к другу?
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия