(Flusser Vilem, Флюссэр Вілем)(1920-1991) — известный немецко-бразильский философ и культуролог чешского происхождения, теоретик медиа, считающийся одним из основоположников современной медиафилософии. В 1960–70-е гг. — проректор Института философии Бразилии и профессор в Школе коммуникации и гуманитарных наук Сан-Паулу. Основные работы: «За философию фотографии» (1983), «Во вселенной технических образов» (1985), «Коммуникология» (1996), «От субъекта в проекту» (1998) и др. Во многом его критика технического развития современной цивилизации, основанной на механическом производстве и воспроизводстве образов, созвучна идеям В. Беньямина, Э. Юнгера, М. Маклюэна, Л. Альтюссера, Ж.-Л. Бодри. Его интуиции сохраняют свою актуальность в русле современных тенденций развития средств массовой коммуникации и медиасферы в целом, где ключевую роль играет фотографическая и цифровая видеотехника. Используемый Флюссер ряд категорий и концептов (таких, как «медиа», «программа», «аппарат», «технический образ» и др.) подчеркивает его стремление совместить теоретический интерес к развитию техники с практическими задачами научного познания, а гуманитарные науки — с техническими. Исходной предпосылкой рассуждений Флюссер становится тезис о двух важнейших, по его мнению, изобретениях человечества — линейной письменности и техническом образе. Всю историю культуры и общества Флюссер рассматривает как постепенное отступление от единства с природой и отчуждение человека от его собственной сущности. На первом этапе этого про цесса происходит создание орудий труда и искусственной среды, отделяющей нас от вещей и нарушающей естественную включенность во взаимоотношения с окружающим миром. На втором — отделение от «жизненного мира» за счет абстрагирования и отстраненности, свойственной внешнему наблюдателю, создающему и созерцающему образы. На третьем мы отказываемся от мира образов в пользу линейного письма, при котором от нас в основном требуется практика производства текстов. Наконец, на четвертой стадии происходит тотальное погружение в мир техники и калькуляции, взаиморасчетов и согласований каждого шага, движения, поступка с позиции сугубо рационального отношения к другим и реальности в целом. Это состояние Флюссер характеризует как «нулевое» измерение, поскольку к нему человечество пришло, уже подвергнув обесцениванию трехмерность материальных объектов, их двухмерные образы и одномерную письменность. Теперь необходимо проделать обратный путь и, отказавшись от бесплодной борьбы письма с образом, как можно скорее попытаться восстановить полноту отношений с окружающим миром. Флюссер видит такую возможность в постепенной виртуализации социальной жизни, когда компьютерное моделирование и НМ позволяют воссоздать (пусть и иллюзорную) многомерность «жизненного мира». Работы Ф. вошли в теоретический и практический контекст современной гуманитарной мысли и стимулировали рост интереса к исследованиям техники и медиа в философии, социологии, культурологии и антропологии.
Литература Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. Flusser V. Ins Universum der technischen Bilder. Göttingen: European Photography, 1984–1985. Flusser V. Lob der Oberfächlichkeit: für eine Phänomenologie der Medien. Düsseldorf: Bollmann, 1993. Flusser V. Kommunikologie. Mannheim: Bollman, 1996. Flusser V. Medienkultur. Frankfurt: Fischer Taschenbuch Verlag, 1997. А. Сарна
Флюссер Вилем
Флюссер Вилем
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016