Фокус-группа

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Фокус-группа
метод глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Фокус-группа
качественный метод сбора социологической информации, способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Фокус-группа
метод качественного социологического исследования, цель которого определить реальное отношение и взгляды людей по тому или иному вопросу. Проводится в группе численностью не более 8 человек, обычно это группа людей, объединенных по какому-то признаку, например, люди с ВИЧ. Проводится в виде беседы в свободной форме, регулирующейся вопросами, направленными на определение отношения людей.

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

ФОКУС-ГРУППА
FOCUS GROUP) Метод, используемый при проведении качественных исследований, когда небольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интервьюером в формате глубинного интервью (часто такого рода работа проводится с одной и той же группой несколько раз). Метод фокус-групп широко используется в маркетинговых исследованиях и обследованиях общественного мнения в качестве альтернативы или дополнения к традиционным анкетным опросам.

Источник: Социологический словарь

Фокус-группа
метод, пограничный между качественным и количественным подходами, так как, с одной стороны, является способом глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы, с другой стороны, члены группы должны репрезентативно представлять определенные общности, подлежащие изучению [25.– С.229]. –качественный метод сбора социологической информации в однородных группах, имеющий фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики [20.– С.166].

Источник: Социология. Словарь.

Фокус-группа (focus group)

Метод опроса неструктурированной группы, в которой от 8 до 12 челоовек под руководством модератора обсуждают конкретное понятие, продукт или концепцию. Рекламодатели используют этот метод на этапе разработки рекламы в качестве исследовательского маркетингового инструмента. Производители используют метод на этапе разработки концепции нового продукта. Опрос группы требует большого опыта со стороны модератора, который предлагает тему дискуссии, стимулирует группу к ее обсуждению и поддерживает групповую динамику.

Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований

ФОКУС-ГРУППА
метод заключается в отборе по особым критериям определенной группы населения (8–12 человек) на встречу, которую проводит профессионал-модератор (ведущий дискуссии). Затем в доверительной обстановке проводится дискуссия по специально созданному сценарию. Во время дискуссии приглашенных “фокусируют” на определенных вопросах с целью получения от них глубинной информации. Этот метод является качественной формой исследования и позволяет проработать отдельные вопросы, интересующие исследователя, более подробно, чем, например, при анкетном опросе, так как позволяет изучить мнение населения в неформализованном виде, а значит, охватить те аспекты изучаемой проблемы, которые могут выпасть из поля зрения исследователя при составлении анкеты.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Фокус-группа
инновационная социологическая технология, заключающаяся в проведении интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой обычных людей (в отличие от экспертов при экспертном опросе, мозгового штурма и др.). Это качественный метод сбора информации, базирующийся на использовании эффекта групповой динамики и предполагающий групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основное достоинство - возможность оперативного получения глубинной информации в небольшой группе респондентов. При этом внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме. Стоимость проведения фокус-группы существенно ниже глубинных интервью и других технологий, она может применяться как в сочетании с другими методами (количественными либо качественными), так и в виде самостоятельного метода сбора информации. Термин «фокус-группа» является сокращением понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендаллом в 1946 г. По мнению Т. Гринбаума, автора популярного на Западе учебника по фокус-группам, эта технология включает четыре основных элемента: 1) вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте; 2) взаимодействие участников; 3) направление групповой дискуссии профессионалом-модератором в соответствии с заранее поставленными целями; 4) наличие сценария с фокусированием проблем и обеспечением спонтанных высказываний участников, групповой динамики. В отличие от количественных методов исследования, дающих ответы на вопросы, кто, сколько и т.д., фокус-группа отвечает на вопросы, как именно, почему. Как правило, фокус-группы работают в помещениях, оборудованных видеокамерой. Число участников - от 8 до 12. Нежелательно включать в группу лиц, уже участвовавших в подобной работе, связанных с данной отраслью, рекламой и маркетинговыми исследованиями, хорошо знакомых друг с другом или с модератором. Модератор - ключевая фигура в фокус-групповом заседании - должен не выступать в роли начальника, руководителя дискуссии, а быть тем, кто способствует ее ходу, балансирует между активным участием и пассивным наблюдением. Продолжительность фокус-группы обычно колеблется от 1,5 до 3,5 часов. Наиболее подходит вечер рабочего дня или выходной день. Обстановка в помещении должна быть нейтральной (отсутствие ярких цветовых пятен, отвлекающих предметов, хорошая звукоизоляция), стол круглой или овальной формы, на котором находятся канцелярские принадлежности, прохладительные напитки и легкие закуски, возможно дистанционное видеонаблюдение (телетрансляция в соседнее помещение). Структура сценария фокус-группы обычно состоит из вступления, фоновых вопросов, основных вопросов, дополнительных вопросов и окончания [35].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
76.64 кб

Метод фокус-групп в академических исследованиях

Мальцева Т. В.
В статье излагается суть метода фокус групп в академических исследований.This paper describes the essence of focus groups in academic research.
Читать PDF
279.42 кб

Метод фокус-групп: этапы реализации исследования

Чеховский Иван Викторович
В статье рассматривается полный поэтапный алгоритм реализации исследования с использованием метода фокус-групп, включающий весь цикл — от получения запроса на исследование до презентации итогового отчета.
Читать PDF
912.91 кб

Опыт спецификации областей применения фокус-групп

Фахрисламова Р.Т.
Всплеск внимания к теме бездетности как социально-демографическому феномену пришелся на 1970-1980-е гг. в связи со значительным увеличением числа бездетных женщин и супружеских пар. В начале XXI в.
Читать PDF
890.76 кб

Опыт спецификации областей применения фокус-групп

Дроз М.С.
Статья посвящена перспективам развития метода фокус-групп, рассмотрены их особенности, определены новые свойства и сферы применения. Обобщен многолетний опыт работы с данным методом социологических исследований.
Читать PDF
253.45 кб

Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования

Варганова Галина Владимировна
Рассмотрены виртуальные фокус-группы как метод научных исследований. Показаны преимущества и ограничения метода виртуальных фокус-групп в сравнении с фокус-группами, проводимыми в традиционном формате.
Читать PDF
396.25 кб

Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения

Жигарь Оксана Владимировна
Описан метод фокус-групп, сделано обобщение опыта его проведения с помощью Интернета, показано использование его в качестве интерактивного метода обучения в вузе.
Читать PDF
431.68 кб

Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR)

Левинсон Алексей , Стучевская Ольга
The article is a review of the ESOMAR Qualitative Research Conference ('Qualitative ascending, harnessing its true value') that was held in Boston, USA, in November 2002.
Читать PDF
572.45 кб

Использование невербальной информации в ходе фокус-группового исследования

Пузанова Жанна Васильевна, Чеховский Иван Викторович, Ларина Татьяна Игоревна
В статье рассматривается возможность и необходимость анализа невербальных реакций в ходе исследований, приводящихся с использованием метода фокус-групп.
Читать PDF
226.75 кб

Молодежь г. Сургута об экстремизме (по результатам проведенных фокус-групп)

Белова Марина Геннадьевна
В статье рассматриваются основные виды экстремизма и факторы его возникновения. Представлены основные нормативно-правовые документы федерального уровня по борьбе с экстремизмом.
Читать PDF
149.82 кб

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ АФФЕКТОВ (SPAFF) В ФОКУС-ГРУППОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна
Влияние тренда междисциплинарности в современной науке приводит исследователей к поиску новых путей решения методологических проблем и расширению арсенала используемых методик.
Читать PDF
786.87 кб

Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе

Макарова Наталья Станиславовна, Дроботенко Юлия Борисовна
Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска методов исследования, адекватных такому сложному объекту как изменения в образовании.
Читать PDF
14.57 мб

Профессиональная деформация читателей газет (на примере фокус-групп молодежной аудитории)

Надейкина Елена Владимировна
Автором проведено исследование прочтения текста представителями различных профессий на примере молодежной аудитории (18-25 лет). «Перестройка» мышления отмечается даже у студентов.
Читать PDF
293.35 кб

Понимание политической реальности: региональный аспект (на основании изучения фокус-групп)

Яшин Антон Владимирович
На основании методов фокус-групп были выяснены факторы формирования и роль политической идентификации у жителей пермского края. Выверено положение о том, что политическая идентичность формируется социальной средой.
Читать PDF
304.33 кб

Отношение граждан к В. Путину и Д. Медведеву: политические рейтинги (vs данные фокус-групп)

Попова Ольга Валентиновна
Анализируются методические проблемы использования традиционных рейтингов политических лидеров при характеристике общественных настроений и показаны причины необходимости обращения к методу фокус-групп, позволяющему не только выясн
Читать PDF
843.65 кб

ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОКУС-ГРУПП

Скачкова Людмила Сергеевна, Щетинина Дарья Павловна, Крячко Виктория Игоревна
Статья посвящена изучению факторов субъективного благополучия (subjective well-being) научно-педагогических работников (НПР).

Похожие термины:

  • Метод фокус-групп

    способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследован
  • МЕТОД ФОКУС-ГРУППЫ В СОЦИОЛОГИИ

    (от греч. Methodos и лат. focus - очаг) - один из качественных методов социологического исследования, связанный с получением социальной информации по проблеме, интересующей исследователя. М.ф.-г., основу к-р
  • ФОКУС-ГРУППА, групповые фокусированные интервью

    социологическое интервью , основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной групп