Фокус-группа
Фокус-группа
метод глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Фокус-группа
качественный метод сбора социологической информации, способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Фокус-группа
метод качественного социологического исследования, цель которого определить реальное отношение и взгляды людей по тому или иному вопросу. Проводится в группе численностью не более 8 человек, обычно это группа людей, объединенных по какому-то признаку, например, люди с ВИЧ. Проводится в виде беседы в свободной форме, регулирующейся вопросами, направленными на определение отношения людей.
ФОКУС-ГРУППА
FOCUS GROUP) Метод, используемый при проведении качественных исследований, когда небольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интервьюером в формате глубинного интервью (часто такого рода работа проводится с одной и той же группой несколько раз). Метод фокус-групп широко используется в маркетинговых исследованиях и обследованиях общественного мнения в качестве альтернативы или дополнения к традиционным анкетным опросам.
Источник: Социологический словарь
Фокус-группа
метод, пограничный между качественным и количественным подходами, так как, с одной стороны, является способом глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы, с другой стороны, члены группы должны репрезентативно представлять определенные общности, подлежащие изучению [25.– С.229]. –качественный метод сбора социологической информации в однородных группах, имеющий фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики [20.– С.166].
Источник: Социология. Словарь.
Фокус-группа (focus group)
Метод опроса неструктурированной группы, в которой от 8 до 12 челоовек под руководством модератора обсуждают конкретное понятие, продукт или концепцию. Рекламодатели используют этот метод на этапе разработки рекламы в качестве исследовательского маркетингового инструмента. Производители используют метод на этапе разработки концепции нового продукта. Опрос группы требует большого опыта со стороны модератора, который предлагает тему дискуссии, стимулирует группу к ее обсуждению и поддерживает групповую динамику.
Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований
ФОКУС-ГРУППА
метод заключается в отборе по особым критериям определенной группы населения (8–12 человек) на встречу, которую проводит профессионал-модератор (ведущий дискуссии). Затем в доверительной обстановке проводится дискуссия по специально созданному сценарию. Во время дискуссии приглашенных “фокусируют” на определенных вопросах с целью получения от них глубинной информации. Этот метод является качественной формой исследования и позволяет проработать отдельные вопросы, интересующие исследователя, более подробно, чем, например, при анкетном опросе, так как позволяет изучить мнение населения в неформализованном виде, а значит, охватить те аспекты изучаемой проблемы, которые могут выпасть из поля зрения исследователя при составлении анкеты.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Фокус-группа
инновационная социологическая технология, заключающаяся в проведении интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой обычных людей (в отличие от экспертов при экспертном опросе, мозгового штурма и др.). Это качественный метод сбора информации, базирующийся на использовании эффекта групповой динамики и предполагающий групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основное достоинство - возможность оперативного получения глубинной информации в небольшой группе респондентов. При этом внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме. Стоимость проведения фокус-группы существенно ниже глубинных интервью и других технологий, она может применяться как в сочетании с другими методами (количественными либо качественными), так и в виде самостоятельного метода сбора информации. Термин «фокус-группа» является сокращением понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендаллом в 1946 г. По мнению Т. Гринбаума, автора популярного на Западе учебника по фокус-группам, эта технология включает четыре основных элемента: 1) вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте; 2) взаимодействие участников; 3) направление групповой дискуссии профессионалом-модератором в соответствии с заранее поставленными целями; 4) наличие сценария с фокусированием проблем и обеспечением спонтанных высказываний участников, групповой динамики. В отличие от количественных методов исследования, дающих ответы на вопросы, кто, сколько и т.д., фокус-группа отвечает на вопросы, как именно, почему. Как правило, фокус-группы работают в помещениях, оборудованных видеокамерой. Число участников - от 8 до 12. Нежелательно включать в группу лиц, уже участвовавших в подобной работе, связанных с данной отраслью, рекламой и маркетинговыми исследованиями, хорошо знакомых друг с другом или с модератором. Модератор - ключевая фигура в фокус-групповом заседании - должен не выступать в роли начальника, руководителя дискуссии, а быть тем, кто способствует ее ходу, балансирует между активным участием и пассивным наблюдением. Продолжительность фокус-группы обычно колеблется от 1,5 до 3,5 часов. Наиболее подходит вечер рабочего дня или выходной день. Обстановка в помещении должна быть нейтральной (отсутствие ярких цветовых пятен, отвлекающих предметов, хорошая звукоизоляция), стол круглой или овальной формы, на котором находятся канцелярские принадлежности, прохладительные напитки и легкие закуски, возможно дистанционное видеонаблюдение (телетрансляция в соседнее помещение). Структура сценария фокус-группы обычно состоит из вступления, фоновых вопросов, основных вопросов, дополнительных вопросов и окончания [35].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Фокус-группа
(focus group, фокус-група) — групповое фокусированное интервью, проводимое модератором в форме коллективной дискуссии. Такое интервью носит полустандартизированный характер и объединяет фокусированность на определенной теме, проблеме со свободной формой высказываний респондентов. Первые групповые фокусированные интервью проводились начиная с 20-х годов ХХ века в США (Bogardus, 1926; Edmiston, 1944; Thompson, Demerath, 1952). В 40-е годы появился сам термин «фокусированное интервью». Его основные принципы и методики были разработаны Р.Мертоном и Г.Герцог в процессе их совместного исследования восприятия материалов пропаганды союзников, которое проводилось по заказу военного ведомства США во время Второй мировой войны. Этот опыт позже был обобщен Р. Мертоном и его соавторами в книге «Фокусированное интервью», ныне считающейся классической (R.K. Merton, M. Fiske, P.I. Kendall. The Focused interview. Glencoe Il., Free Press, 1956). В последующие три десятилетия фокус-группы преимущественно использовались в рекламных и маркетинговых исследованиях. Заслугой маркетинговых фокусгрупп является разработка требований к профессиональным условиям проведения фокусированного интервью: наличие специальной комнаты для работы (focus-room); предоставление заказчикам возможности наблюдать весь процесс через одностороннее зеркало; наличие аппаратуры для видеозаписи дискуссий; предоставление услуг как для участников фокус-групп, так и для наблюдателей (от рефрешмента до ксерокопирования необходимых документов); предоставление профессиональных услуг по рекрутированию участников. В настоящее время сфера применения метода фокус-групп существенно расширилась и охватывает такие области, как образование, здравоохранение, социальное прогнозирование, поведение потребителей, политические и электоральные исследования, социальные коммуникации и др. В середине 90-х годов ХХ века, с развитием новых коммуникационных технологий, на первый план выдвинулся интернет как средство сбора данных для разного рода исследований. В частности, наряду с традиционными фокус-группами в практику вошли фокусгруппы, проводимые в Сети (онлайн). Выделяют два вида онлайн фокус-групп: синхронные и асинхронные. Наиболее широко распространен асинхронный вариант. Асинхронные дискуссии организуются с использованием электронной почты, форума, сетевой рассылки. Они основаны только на текстовых сообщениях. В такого рода фокус-группах допускается большое количество участников: 40–50 человек и более (в традиционной фокус-группе количество участников в среднем 8–10 человек). Дискуссия обычно продолжается в течение 4–5 дней и заканчивается организацией поточной обработки. Есть пример исследования, в котором продолжительность дискуссии составила 55 дней. На некоторых форумах предусмотрена обязательная регистрация участников. Регистрация как исследовательский инструмент позволяет осуществлять мониторинг участников, собирать данные об их передвижении по пространству форума. Кроме того, определение IP-адреса позволяет подсчитывать количество посетивших форум и географию их расположения. Эта информация может быть строго конфиденциальной, скрытой от других участников, что создает ситуацию анонимности и стимулирует более откровенные, искренние ответы. Синхронные онлайновые фокус-группы проводятся в режиме реального времени. В отличие от асинхронных видов, здесь появляется возможность использовать не только текст, но и графические изображения. Кроме того, осознание факта наличия собеседника создает непринужденную обстановку в общении, позволяет более непосредственно выражать эмоции и чувства. Форумы и электронные письма предполагают литературную форму написания писем, тогда как чат допускает более свободный стиль общения. Отбор участников фокус-групп может производиться разными способами. Наиболее простой из них — использование уже сложившихся онлайновых социальных групп. Например, в исследованиях в медицинской сфере для отбора участников фокус-групп привлекают пользователей форумов, темы которых посвящены медицине и здоровью; для исследований в сфере образования привлекают пользователей форумов на темы, связанные с образованием, и т. д. Другой способ — подбор участников из так называемых онлайн-панелей. Онлайн-панель — это сообщество людей, которые согласились участвовать в онлайн-группе за определенное вознаграждение. Онлайн-панель — это список электронных адресов, по которым рассылаются предложения принять участие в фокус-группе. Члены панели регистрируются для участия в фокус-группе на специальном веб-портале и предоставляют о себе подробную социально-демографическую и потребительскую информацию. Модератор располагает десятками различных характеристик каждого участника, что позволяет оперативно находить респондентов для участия в самых сложных фокус-группах. Качественный отбор участников в Сети представляет собой иерархический процесс, который включает: а) первичный мониторинг посетителей с целью отбора потенциальных участников; б) рекрутирование наиболее соответствующих требованиям конкретного исследования респондентов. Рекомендуется набирать участников фокус-группы «с запасом», т. к. возможны неявка или отказ участника. Преимущество онлайн-пространства — относительная быстрота и легкость, с которой модератор может найти необходимую группу пользователей и связаться с ними, а также дешевизна рассылки электронных приглашений. Однако необходимо помнить, что не все посетители Интернета согласятся ждать «сбора» группы, а потому от 100 первоначально согласившихся, в группе принимают участие не более 20%. Преимуществом проведения фокус-групп в Сети является и то, что исследователь может собрать в интернете группу, включающую участников из самых разных географических точек с минимальными затратами времени. Интернет также сокращает расходы, связанные с арендой помещения, оплатой командировочных и гонорарами участников фокус-групповой дискуссии, транскрибированием выступлений. Наряду с этими преимуществами фокус-группы в интернете имеют ряд недостатков и спорных моментов. В частности, в онлайновом варианте значительно снижается лидирующая роль модератора из-за «анонимности» взаимодействия участников, которые не имеют прямого визуального контакта с модератором; виртуально невозможно генерировать процессы групповой динамики (в условиях Интернета групповые процессы сильно отличаются от межперсонального взаимодействия в традиционной фокус-группе, когда участники реагируют на вербальные и невербальные реакции людей, находящихся с ними в одном помещении); отсутствуют способы обеспечения конфиденциальности обсуждаемой информации по двум причинам: а) при обмене любой информацией в интернете степень ее сохранности ограничена, б) у модератора нет возможности узнать, кто еще находится в помещении с участниками во время обсуждения. В связи с этим дискутируется вопрос об этической стороне онлайн фокус-групп. При проведении онлайновых фокусгрупп необходимо также учитывать риски, связанные с невысоким качеством интернета в отдельных регионах.
Литература Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Никколо-Медиа. 2001. Крюгер Р. А., Кейси М.Н. Фокус-группы: практическое руководство. М. Вильямс, 2003. Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Академия. 2003. Н. Ефимова
Литература Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Никколо-Медиа. 2001. Крюгер Р. А., Кейси М.Н. Фокус-группы: практическое руководство. М. Вильямс, 2003. Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Академия. 2003. Н. Ефимова
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016