(ФТК) – противоречивый процесс взаимодействия преобладающих технологических практик в управлении с объективными обстоятельствами в условиях, когда в институциональной среде отсутствует социальный заказ на высокий уровень культуры в управлении, а в профессиональной подготовке отсутствует механизм его целенаправленного формирования. Фундаментальное исследование этой проблемы, на теоретическом и эмпирическом уровнях, проведено И.М. Бурмыкиной в 2003–2009 г.г.. В него вошли материалы анализа государственной статистики, исследований РАГС и ИСПИ РАН, а также собственные исследования автора: мониторинг формирования технологической культуры(ТК) студентов I–V курсов по специальности «Государственное муниципальное управление» факультета информации и социальных технологий Липецкого ГПУ (2003– 2008, N=1285), экспертный опрос ведущих специалистов организаций и предприятий Липецка (2007, N=237), опрос ведущих специалистов предприятий Липецка «Состояние управленческой компетенции выпускника вуза», а также исследования «Социально- технологической компетенции менеджера» (2007, N=484), «Социально-технологическая культура будущего менеджера – МГУ, СПб ГУКИ, БелГУ, ВГУ, ЛГПУ» (2006, N=1336). Анализ результатов показал, что для начинающих менеджеров характерен репродуктивно-формальный уровень ТК, типичными чертами которого являются индивидуалистически-сетевая ориентация на личный успех, фрагментарность когнитивной составляющей, ее оторванность от практики, крайнее слабое представление об особенностях технологической компоненты подготовки, рассогласование знаниевой и поведенческой составляющих культуры. В итоге, профессиональная малограмотность обнаруживается примерно у половины выпускников вузов, получающих квалификацию «менеджер». Неудивительно, что на практике у таких менеджеров социально- технологическая культура трансформируется в адаптивное поведение, ориентирующееся на сложившиеся отношения в организации. В результате социально-технологическая установка в российском менеджменте существует скорее как декларация, чем продуманная и осуществляющаяся стратегия. Однако в статистически значимой части опрошенных признается существование потребности во внедрении современных социальных технологий и проявляется готовность к их освоению при поддержке со стороны руководства. Предлагаемый автором подход позволяет алгоритмизировать совокупность действий менеджеров этом направлении, путём: 1) включения социальных результатов работы менеджеров в цели управления; 2)обучения диагностике проблемных ситуаций; 3) освоения технологическай разработки модели ее решения; 4) создания локальной социально-коммуникативной среды для обсуждения таких моделей и их принятия; 5) привлечения участников совместной деятельности к решению инновационных задач; 6) обучения технологиям совместной оценки результатов и дальнейшей корректировки деятельности..В этот же порядок, по мнению И.В.Бурмыкиной, должен входить и весь комплекс учебно-образовательных технологий.
Лит.: Бурмыкина И.В. Управление формированием и развитием социально-технологической культуры менеджеров. Белгород, 2009. А.В. Тихонов
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.