внутреннее строение, структура федерации, отражающие взаимоотношения властных структур разных уровней в рамках общих принципов федерализма. Форма государственно-территориального устройства предопределяется различными факторами — историческими традициями, этническим составом населения, геополитическими особенностями и др. В процессе исторического развития конкретные Ф. ф. заметно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной (центр) властью и субъектами федерации. Существуют различные классификации Ф. ф.
Наиболее признаны следующие Ф. ф. в зависимости от способа возникновения и правовой основы функционирования федераций различают договорные и конституционные Ф. ф. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов. На основе договора были образованы также СССР, Югославия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты и др. СССР, в частности, был создан в 1922 г. на основе Договора о создании Союза ССР, подписанного РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем состав СССР, как известно, расширился до 15 союзных республик. Конституционные федерации создавались на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путем были созданы, например, ФРГ (1949), Индия (1948), РСФСР (1918) и ряд др. На территории этих государств к моменту образования федерации исторически сложились определенные культурные и иные различия между территориями. Федерации делят также на децентрализованные и централизованные. Централизованной является Индийская федерация, где в соответствии с Конституцией этой страны парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и др., в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики и др.
Все федерации принято делить также на симметричные и асимметричные. Симметричными федерациями являются такие, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Германия, Австрия, ОАЭ и др.). Однако абсолютно симметричных федераций не существует, поскольку в любой федерации имеются элементы асимметрии. Например, в Германии земли представлены в Бундесрате — верхней палате парламента — неодинаковым количеством представителей. Разное представительство имеется и в парламенте ОАЭ. Большинство федераций мира — асимметричные. В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.). Асимметрия здесь заложена ? самой структуре федеративных государств, где их равные составные части имеют неодинаковый конституционно-правовой статус. Так, в составе США наряду с 50 штатами есть федеральный округ Колумбия, не имеющий представителей в Сенате и представленный одним делегатом в Палате Представителей с правом совещательного голоса, три федерально управляемые территории — Гуам, Виргинские о-ва, Восточное Самоа, ассоциированные государства Пуэрто-Рико и Соединенные Штаты Микронезии. Однако следует отметить, что субъекты федерации — штаты — равноправны и в этом отношении сохраняется симметричность.
Другим видом асимметричных федераций выступают такие, в которых нет иных территориальных образований, но субъекты федерации неодинаковы по правовому статусу. Примером такой модели федерации является Российская Федерация, субъекты которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Республики являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, могут устанавливать свои государственные языки. Другие субъекты РФ являются государственными образованиями, а некоторые из них (автономные округа) входят в состав других субъектов федерации — краев и областей. К этому виду федераций относится и Швейцария, включающая 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны, имеющие свою систему органов власти.
В Индии также существует асимметричность территориального устройства применительно к субъектам федерации. Так, лишь один штат — Джамму и Кашмир имеет свою конституцию и свое гражданство, статусы еще нескольких штатов (Сиккима, Мегхалаи, Нагаленда и др.) также имеют особенности, неприсущие большинству штатов. Большинство федераций имеют республиканскую форму правления. Но есть и федерации-монархии. Это — Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия. Монархиями являются также такие федеративные государства, как Австралия и Канада, поскольку формально главой этих государств является королева Великобритании. Однако во всех федерациях с монархическим строем, за исключением ОАЭ, которая представляет собой федерацию монархий (эмиратов), и Малайзии, где большая часть субъектов являются монархиями, субъекты федерации имеют республиканскую форму правления. Так, Канада делится на десять провинций, организованных по республиканскому типу. Федерация — это территориальная форма демократии. Федерализм — по определению более демократическая форма территориальной организации государства, чем унитаризм. Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм. Центральная власть в этих условиях ее произвольно, она повсеместно встречается со «сдержками и противовесами».
277.21 кб
Формы бытования расизма в российской Федерации
В статье анализируются формы бытования расизма в Российской Федерации. Даны оценки ситуации со стороны иностранных граждан.