Форсайт — это инновационный инструмент моделирования будущего. Основа технологии — совместная работа участников на карте времени. Авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы увеличить вероятность желаемых событий и погасить нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом результатом форсайт-сессии является карта будущего — визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.
Форсайт-технология была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. В 2008 г. в рамках движения “Метавер — образование будущего” была разработана и апробирована методика Rapid Foresight. Основа методики — совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды, увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды.
В чем практическая ценность проведения форсайт-сессии для организаций социального обслуживания?
Новые социальные реалии заставляют нас быть постоянно готовыми к выбору, к принятию решений. Есть два способа принятия решений:
• Классический — из прошлого в настоящее. Решения принимаются на основе прошлого опыта. Модели, которые сработали с прошлом, мы автоматически повторяем, а то, что не сработало, отсеиваем. Недостаток этого подхода состоит в том, что сейчас дизайн социальной среды меняется так быстро и настолько радикально, что успешные в прошлом модели в новых обстоятельствах совершенно бесполезны.
• Инновационный — из будущего в настоящее. Решения принимаются на основе видения будущего, которое учитывает текущие тренды и потенциал их развертывания. Этот способ особенно эффективен для организаций социальной сферы, которые заботятся об эффективном использовании своих ресурсов, для которых жизненно необходимы правильные решения как в отношении определения потенциально интересных социальных партнеров, привлечения и удержания новых клиентов, так и привлечения достойного персонала, который обеспечит рост клиентской базы.
Форсайт-сессия позволяет участникам увидеть направление вектора развития социальной среды в целом и своей отрасли в частности. Это позволяет встроиться в общее движение и получить дополнительные преимущества за счет определения необходимого места и оптимального времени.
Цель социальной форсайт-сессии — создание привлекательного образа будущего для клиентов на стыке государственного сектора, НКО и бизнеса.
В социальном форсайте могут участвовать руководители ЧГП, заинтересованные в создании общего видения и эффективной системы принятия решений (оптимальная группа — до 20 человек).
Основные методы:
— анализ трендов и разработка сценариев; — брейнсторминг и геймсторминг; — интегральная дорожная карта.
Дополнительные методы подбираются индивидуально, учитывая задачи организаций социальной сферы и особенности отрасли, в которой она работает.
Дорожная карта — взуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий, нанесенные на временную шкалу.
Минимальная продолжительность форсайт-сессии — 4 ч. Данные форсайта являются хорошей основой для проведения стратегической сессии, бренд-сессии, расстановки приоритетов в реализации проектов.
Результаты сессии позволят представителям территорий уточнить свои социальные стратегии, четко заявить о своих требованиях к компетенциям работников в секторе, определить стандарты подготовки специалистов, востребованных в будущем и т.д.
Дополнительно возможна организация общественного аудита законов, стратегических и проектно-организационных сессий, проектов по технологии краудсорсинга.
Необходимо ориентироваться на потребности клиента, активизировать его позицию и работать на опережение.
Т.В. Шинина
Лит.: Ицхак Адизес Калдерон. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015; Интерактивная карта “Будущее глобального образования 2015–2035” http://map. edu2035.org/users/sign_in?mode=first&project=futuremap; Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015.
875.47 кб
Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога
Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения технологий деятельностного типа в образовательную практику подготовки специалистов.