ФРАЙЕР Ханс

Найдено 1 определение
ФРАЙЕР Ханс
(31.07. 1887, Лейпциг — 18.01.1969, Эверштайнбург) — нем. философ и социолог, представитель антропологической ориентации в нем. социологии, один из основоположников теории индустр. об-ва. Ранняя работа Ф. «Оценка хозяйства в философском мышлении XIX века» (1921) свидетельствует о его интересе к социально-филос. проблематике, разрабатываемой в духе неогегельянства, отмеченного опред. заимствованиями из марксизма и исторически ориентированной политэкономии [1]. Первым работам Ф. свойственна радикальная антибуржуазность, к-рая в дальнейшем приобрела характер правого радикализма анти- бурж. толка («Революция справа», 1931) [1; 3]. По Ф., утилитаристский «дух буржуазности» привел к отделению семейно-нравственной сферы от «гражданского об-ва», подчиняющего своему экономическому закону всю человеческую реальность. Это побуждает Ф. возложить надежды на гос-во как единственную силу, способную воссоединить хоз-во и нравственность, избавив об-во от классовой борьбы («Государство», 1925). Отправляясь от этой т. зр., Ф. предлагает свое понимание социологии, объявляя ее «наукой о действительности» [2]. По Ф., «социологию логоса» в «социологию действительности» превращает социальное действие, трактуемое в экзистенциалистском духе как акт свободного волеизъявления индивидов, противопоставленного социально-экономической необходимости, навязанной людям «бурж. духом» и возникшим из него «бурж. об-вом». Источником такого решения индивидуальных воль является воля гос-ва, «как выражение всеобщей воли народа».
Преобразование бурж. социально-экономических структур Ф. связывает в первую очередь с далеко идущими изменениями в области науки и техники, способствующими, по его мн., превращению бурж. об-ва в индустр., утверждающие начала производства, требующие ликвидации существующего отделения «гражданского об-ва» от гос-ва и подчинения хозяйственной жизни гос-ву как выражению не классово-экономической, а всеобщей нравственной воли. Однако после того как национал-социалистская «революция справа», воспользовавшаяся аналогичными концепциями в интересах социальной демагогии, обнаружила их одиозность и несостоятельность, Ф. произвел переакцентировку в рамках своей теории, выдвинув на передний план анализ того нового, что принесла с собой «индустр. культура», представляющая собой, по его утверждению, «экспансию европейской рациональности» в область всех «жизненных форм» совр. человеке («Теория современной эпохи», 1955; «Социальное целое и свобода отдельного индивида в условиях индустриальной эпохи», 1965; и «Мысли об индустриальном обществе», 1970) [4]. В отличие от др. бурж. теорий «индустр. об-ва» концепция Ф. характеризуется стремлением акцентировать «антропологические изменения» совр. человека, к-рые принесло с собой «индустр. об-во». Эта тенденция, воспринятая сторонниками неомарксизма и леворадик. социологии, была подвергнута решительной критике с различ. сторон. Вместе с тем она до сих пор имеет своих приверженцев, число к-рых растет по мере возрастания интереса к антропологической ориентации в социологии во второй половине 70 — начале 80-х гг.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Ханс Фрайер. Концепция «Революции справа»

Юрлова Мария Дмитриевна
В статье представлен анализ политических идей немецкого консерватора Ханса Фрайера.
Читать PDF

К новому становлению политической философии как теории действия: книга Ханса Фрайера «Макьявелли»

Филиппов Александр
В статье дается краткий анализ теоретического значения книги Ханса Фрайера «Макьявелли».