ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Франкфуртская школа
возникла на основе Института социальных исследований, возникшего по инициативе Макса Хоркхаймера во Франкфуртена-Майне в 1923 г. Приход нацистов к власти обусловил переезд ее членов в США. Ее членов объединяло стремление создать критическую теорию на основе идей Маркса и других представителей немецкой философии.

Источник:

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
англ. Francfurt School; нем. Frank- v furter Schule. Неомарксистская соц.-фшюс. и соци-ол. концепция (М. Хоркхаймер, Т. Адо-рно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабер-мас и др.), в основе к-рой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами управления.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ
Одно из наиболее влиятельных неомарксистких направлений, возникшее в начале 1930-х гг. во Франкфурте-на-Майне, получившее широкое распространение в конце 1940-х – начале 1970-х гг. и сыгравшее важную роль в “марксистском ренессансе” 1960-х. Один из идейных истоков Ш. ф. – фрейдомарксизм, с позиций которого критиковалось общество “позднего капитализма”. Особое внимание Ш. ф. уделила разработке проблемы авторитарной личности, социального отчуждения. Ш. ф. – идейная база для появления движения “новых левых”. Наиболее видные представители – М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Франкфуртская школа
Frankfurt School), влиятельная группа мыслителей, сложившаяся в Институте социальных исследований, основанном в 1923 г. при Франкфуртском ун-те, Германия. После прихода к власти нацистов Институт переехал в Нью-Йорк и в 1934— 49 гг. входил в состав Колумбийского ун-та. Один из наиб, выдающихся представителей Ф.ш. — Т. Адорно (1903—69), автор известного исследования фашизма — Авторитарная личность (1950). К Ф.ш. принадлежали также М. Хоркхаймер, возглавлявший Институт с 1930 по 1958 г., и Маркузе. С 1960-х гг. нек-рые идеи Ф.ш. развивал Хабермас. Ф.ш. известна своими попытками объединить на базе учения Маркса философию, психологию и экономику и создать, т.о., новую критику капитализма. Развивая критическую теорию, Ф.ш. подвергала анализу роль межнац. компаний, технологий и ср-в массовой коммуникации. Ее члены выражали опасения по поводу растущего контроля капитализма над всеми сферами жизни и высказывались в пользу социализма. Ф.ш. подчеркивала важность теории исследований и составления программ трансформации об-ва. В этом отношении она представляла собой противоположность позитивистским социологам, предпочитавшим объективный и детальный исслед. подход идеологизированной предвзятости.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ШКОЛА ФРАНКФУРТСКАЯ
одно из течений в неомарксизме (см.), организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося М. Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та соц. исследований во Франкфурте-на-Майне и вокруг руководимого им (с 1932 г.) институтского "Журнала соц. исследований". Главные теоретич представители Ш.ф. - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Теоретич. истоки Ш.ф. - марксизм, истолкованный молодым Д. Лукачем в "лево"-неогегельянском духе ("История и классовое сознание", 1923 г.), и "левый" фрейдизм, принявший в Германии форму фрейдомарксизма, а во Франции - сюрреализма (А. Бретон). Г. Маркузе, бывший одно время учеником философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, привнес в теорию Ш.ф элементы "хайдеггер-марксизма"; наконец, в неомарксизме Ш.ф. отчетливо фиксируются элементы заимствований из ницшеанства и ницшеански ориентированной антропологич. соц. философии и социологии (X. Фрайер и др.). Сквозные мотивы теории Ш.ф. - проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности ("рационализации"), восходящая к М. Веберу. Однако уже у Лукача, за к-рым пошли теоретики Ш.ф., она получила совершенно иной оценочный знак и сомкнулась с проблематикой отчуждения. Основная соц.-филос. тема Ш.ф. - тема "позднего капитализма" - с характерной для него "фашизоидностью" (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Основная социологич. и соц.-психологич. тема Ш.ф. - "авторитарная личность": теоретич. концептуализация этого понятия (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологич. исследования доказать, что понятию "авторитарная личность" действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологич. тема Ш.ф. - антипозитивизм, принявший здесь самую крайнюю форму - форму отрицания всей "традиционной" науки (как естественной, так и соц.), расцениваемой как основной инструмент капиталистич. эксплуатации и угнетения, как наиболее адекватное воплощение "бурж. идеологии". Лит.: Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в -30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) «Журнала социальных исследований». В 1934- 1939 гг. институциональный центр Ф. ш. располагался в Женеве, затем в Париже (при Высшей нормальной школе); с 1939 г.— в США (при Колумбийском ун-те); с 1949 г.— в ФРГ, во Франкфурте- на-Майне. Главные теоретики Ф. ш.— Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас: ее видными представителями явл. также Л. Левенталь и Ф. Поллок — первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер — второе поколение Ф. ш. Теоретические истоки Ф. ш.— марксизм; «левый» фрейдизм, принявший в Германии форму «фрейдомарксизма», а во Франции—сюрреализма (А. Бретон). На формирование Ф. ш. оказали также влияние идеи, заимствованные из ницшеанства и ницшеански ориентированной «антропологической» социальной философии и социологии (Фрайер). Сквозные мотивы теории Ф. ш.— проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности («рационализации»), восходящая к М. Веберу, но получившая у теоретиков Ф. ш. иную оценку и сомкнутая с проблематикой отчуждения. Осн. социально-филос. тема Ф. ш.— тема «позднего капитализма» с характерной для него «фашизоидностью» (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Она представляет собой дальнейшую разработку идеи «индустриального об-ea», первоначально возникшей в лоне антропологической ориентации в нем. социальной философии и социологии (Шельски, Фрайер).
Осн. социол. и социально-психологическая тема Ф. ш.— теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность» (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социол. исследования доказать, что ему действительно соответствует опред. человеческая реальность. Осн. методологическая тема Ф. ш.— антипозитивизм, принявший самую крайнюю форму — отрицания всей «традиционной» науки (как естественной, так и социальной), расцениваемой как осн. инструмент капиталистической эксплуатации и угнетения и наиболее адекватное воплощение бурж. идеологии [1; 2]. Влияние Ф. ш. на Западе возрастало с конца 40-х до начала 70-х гг., сначала в области социологии культуры и иск-ва, затем в сфере социол. методологии и «макросоциологии». Ф. ш. оказала большое воздействие на развитие неомарксизма в ФРГ, США, Франции и Италии. В атмосфере «марксистского ренессанса» в зап. обществ, мысли 60-х гг., во мн. инициированного именно теоретиками Ф. ш., сложилась и пробила себе дорогу леворадик. («критическая») социология. Социально-филос. концепции Ф. ш. сыграли значит, роль в идеологическом оформлении движения «новых левых» (в особенности его экстремистского крыла). Это движение, обеспечившее Ф. ш. популярность в леворадик. кругах зап.-германской, амер. и франц. интеллигенции в период подъема, в то же время привело к обострению внутр. противоречий Ф. ш. в связи с появлением среди ее представителей экстремистских и нигилистических тенденций. Эти противоречии сопровождались организационным распадом Ф. ш., чему способствовала также смерть ее руководителей и вдохновителей — Адорно и Хоркхаймера, к-рые в конце жизни выступили против экстремизма как в рядах «новых левых», так и среди молодых представителей Ф. ш.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
FRANKFURT SCHOOL) Влиятельное движение в современном марксизме; группа ученых, работавших в Институте социальных исследований (1923-1950) при Франкфуртском университете. Почти все члены Франкфуртской школы были евреями и оказались в изгнании в период нацистского правления в Германии. В те годы Институт социальных исследований переехал в Колумбийский университет в Нью-Йорке, а во Франкфурт вернулся в 1949 г. Несмотря на то, что основное значение Франкфуртской школы связано с теоретическими работами в области эпистемологии, марксизма и анализа культуры, в Америке ее представители занимались также важным эмпирическим исследованием расизма и предубеждений, результатом чего стала работа «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950). Ведущими представителями Франкфуртской школы были Т. Адорно, В. Беньямин, Э. Фромм, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе. Члены Франкфуртской школы обладали очень широким кругом интересов и оказали разнообразное влияние на развитие социальной науки. Они основывались главным образом на работах Маркса, но находились также в интеллектуальном долгу перед Фрейдом и Вебером. Франкфуртцы занимались, с одной стороны, эмпирическими исследованиями музыки, литературы и аудитории радио, а с другой — теоретическими изысканиями в области эпистемологии и социальной теории. Основные направления аргументации в рамках Франкфуртской школы заключались в следующем. (1) Критика развитого капитализма. Члены Франкфуртской школы соединяли Марксов анализ капитализма с веберовским анализом рационализации. Хотя источники рационализации находились в докапиталистическом обществе, франкфуртцы утверждали, что эти две социальные формы переплелись между собой, в частности, рационализация обеспечила средства достижения целей капитализма. Для Франкфуртской школы был характерен в сущности пессимистический взгляд на современное общество: рационализация обеспечивает железную дисциплину, а капитализм — совокупность эксплуататорских социальных отношений. Несмотря на множество источников угнетения, члены школы не видели возможность революционного социального изменения. (2) Критика экономизма. Франкфуртская школа придерживалась определенного взгляда на марксизм, предлагая синтез идей Маркса и Вебера. Критикуя экономизм, ее члены полемизировали с определенными версиями марксистской теории, в частности с теми, согласно которым экономика была единственной или основной силой социального изменения. Результатом этой полемики был более значительный по сравнению с многими марксистами акцент на роли культуры. (3) Критика позитивизма. Члены Франкфуртской школы критиковали эпистемологию, которую они считали господствующей в западном обществе, а именно позитивизм с его положением о том, что знание основывается на чувственном опыте и проверяется им. Они отдавали предпочтение определенной форме рационализма, в рамках которого диалектическая мысль обнаруживала поток противоречий, разрешаемых только для того, чтобы они появились в новом виде. (4) Отношение к Фрейду. Еще одним теоретическим новшеством Франкфуртской школы было включение психоанализа, главным образом в той версии, которая была предложена Фрейдом, в свою концепцию общества. Это привело к дальнейшему изменению марксизма, поскольку члены школы считали, что структурную теорию общества необходимо дополнить теорией человеческих потребностей и желаний. См. также: Авторитарная личность; Диалектический материализм; Инструментальная рациональность; Критическая теория; Хабермас. Лит.: Jay (1973); Held (1980)

Источник: Социологический словарь

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930-х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления. Для наиболее видных представителей Ф.Ш., к числу которых принадлежат Хоркхаймер , Адорно , Маркузе , в определенные периоды своего творчества Фромм и Хабермас , а также А. Шмидт, О. Негт, характерна разноплановость научных интересов и поливариантность решений ставившихся исследовательских задач. Но общность в постановке изучаемых проблем дает основание относить их теоретическую и практическую деятельность в области социальных исследований к единому направлению.
К числу основных вопросов, изучавшихся представителями Ф.Ш., относятся такие, как анализ философских, мировоззренческих и методологических оснований социальной теории, что, в свою очередь, приводило к пересмотру традиционного для классической модели социального знания разрыва объекта и субъекта познания и ориентировало в направлении поиска методов познания не только общих, типичных, но и уникальных явлений социальной действительности, взятых в их неповторимой индивидуальности; включение в сферу социологического анализа общих проблем культуры и связь их с политической практикой; преобладание, в противоположность неопозитивистским устремлениям, "гуманистической" ориентации с ее интересом к проблемам человеческой личности.
Широта исследовательской проблематики и нетрадиционность подходов, характерные для представителей Ф.Ш., обусловили то, что она в течение полувека (с 1930-х и вплоть до конца 1970-х) оказывала непосредственное влияние на развитие европейской и американской общественной мысли. Тесное взаимодействие с другими социологическими течениями изначально задавалось и общей критической ориентацией теоретиков Ф.Ш. Они выступили в качестве оппозиции тем ориентациям, которые укоренились к тому времени в социологии - в особенности это касалось позитивистских и неопозитивистских социологических концепций. Этот факт нашел отражение и в названии, которое дал ей один из родоначальников школы, Хоркхаймер, - "критическая теория"; Маркузе ввел в оборот термин "критическая теория общества"; в дальнейшем теоретические построения франкфуртцев стали обозначаться собирательным термином "критическая социология". Ф.Ш. характеризуют как одну из версий неомарксизма, что обусловлено ассимиляцией франкфуртцами ряда марксистских положений, а также использованием марксистской терминологии, заимствованной в основном из работ раннего Маркса. К теоретическим источникам "критической социологии" с полным правом может быть отнесен и фрейдизм. Многие положения психоанализа широко использовались франкфуртцами, в особенности Маркузе, которого одновременно считают родоначальником "фрейдомарксизма", пытавшегося объединить марксизм с психоанализом. Анализ положения, сложившегося в сфере наук об обществе в первой трети 20 в., стал отправной точкой в разработке исходных принципов теоретической деятельности Франкфуртского института социальных исследований. Позитивизм, который по мнению теоретиков Ф.Ш., является основой "традиционной теории", раздробил целостную "тотальность", единую человеческую практику ("праксис") на противоположные и даже взаимоисключающие "субъект" и "объект" познания. "Критическая теория" должна преодолеть эту раздробленность, сделав предметом анализа всю человеческую и внечеловеческую деятельность, в которой снимается абстрактная противоположность субъекта и объекта за счет их диалектической взаимообусловленности и перехода друг в друга. В нетрадиционной теории должен реализоваться диалектический подход, учитывающий тот факт, что "объект" познания - это продукт деятельности "субъекта", и выступает он обособленно лишь в рамках "превращенной формы" сознания, которая раздваивает целостность человеческой практики. Критическое отношение к существующим наукам об обществе прямо связывается франкфуртцами с критикой реалий современного им "позднекапиталистического" или "индустриального" общества, наиболее полно воплотившего все негативные тенденции предшествующего развития человеческой цивилизации.
Эти идеи в наиболее полном и развернутом виде представлены в совместной работе Хоркхаймера и Адорно "Диалектика просвещения. Философские фрагменты" . Книга была написана в США и вышла в свет в 1948. Осуществив историко-философский анализ всей предшествующей культуры с гомеровских времен, авторы делают вывод, что тот печальный итог, к которому пришла человеческая цивилизация, есть результат определяющего ее лицо "духа просвещения". Под "просвещением" понимается весь процесс рационализации, осмысления человеком и человечеством окружающей их природной и внеприродной среды, с неизбежностью требовавших более или менее определенного противопоставления их друг другу. В целом, результат "просвещения" характеризуется как отчуждение человека и человеческой цивилизации, вырвавшихся из их естественного контекста и тем самым предопределивших свой крах. Итоги "просвещения" - это разрыв единой природы на субъект и объект и их противопоставление; отрыв социальных отношений от природных и перенос в социальную сферу антагонизма, возникшего между человеком и природой, и - в результате - складывание антагонистических социальных отношений; раздвоение человеческой субъективности на телесную и духовную сущности, противопоставление и подчинение "низшей" телесности более "высокой" абстрактной духовности; разрыв рационального и эмоционального человеческих начал с интенцией на подавление и вытеснение последнего и т.п. Диагноз, который ставит Ф.Ш. современному обществу, - безумие, массовая паранойя, увлеченность сверхценной идеей господства над всеми и всем. Возможность достижения этого господства над природой, другими людьми и т.п. - миф 20 в., существование которого и подтверждает наличие заболевания. Фашизм, мировые войны, лагеря смерти - это красноречивые симптомы болезни современного общества, а "международная опасность фашизма" становится политической разновидностью развития "неудавшейся цивилизации". Идя от критики "традиционной теории" и образа науки, характерного для их времени, и основываясь на принципах однозначной социокультурной детерминации теоретических представлений, франкфуртцы приходят к критике реалий современного общества. При этом они не видят каких-либо зачатков нового миропорядка в существующих конкретных социальных системах.
В соответствии с общими установками франкфуртцев, поиск факторов, использование которых могло бы облегчить участь современного общества, современной культуры, ведется в сфере субъективности, хотя постоянно подчеркивается ее социальная обусловленность. Уже в первых исследовательских проектах франкфуртцев намечается сближение с методикой и техникой психоанализа. В глубинных структурах личности ведется поиск причин, определивших и определяющих характер и направленность развития человеческой цивилизации. Более полно эти идеи воплотились в коллективном труде "Авторитарная личность" ( Авторитарная личность), выполненном на основе конкретных социологических исследований американского общества. В русле психоаналитических установок проводят свои исследования Фромм и Маркузе. Фромм разработал учение о социальных характерах, понимая их как форму связи между психикой индивида и социальной структурой. Маркузе, солидаризируясь с идеями Хоркхаймера и Адорно о негативных тенденциях в развитии позднекапиталистического общества, также обратил внимание на то, что это общество манипулирует сознанием индивидов, формируя его в направлении, необходимом для поддержания общественной стабильности. С этой целью общество задает определенную структуру влечений, жизненно важных потребностей своих индивидов. "Одномерность", которая формируется современным обществом, может быть преодолена в результате революционных изменений в структуре человеческой личности. Разделяя идеи Фрейда, Маркузе считал, что базовыми в структуре потребностей индивида являются сексуальные влечения. Отсюда он делает вывод, что антропологическая революция должна начинаться с революции сексуальной. Особая роль в комплексе основополагающих идей Ф.Ш. принадлежит "негативной диалектике" , в разработке которой наиболее активно участвовали Адорно и Маркузе. Негативная диалектика исходит из того, что противоречия внутри любого целого не могут быть разрешены за счет его внутренних резервов. Они могут быть "сняты" лишь извне. К выводам в духе негативной диалектики создатели "критической теории" приходят в результате анализа истории развития человеческой цивилизации. Конформное сознание, определяющее соответствующее поведение, служит стабилизации существующих социальных структур. Сломать их может только социальная сила, находящаяся вне этих структур и не подверженная их влиянию. Отсюда вытекает и крайне революционный, леворадикальный настрой, который особенно отличает Маркузе. Его творческий расцвет приходится на вторую половину 1960-х с характерными для нее бурными событиями, инициированными "новыми левыми". В отличие от Маркузе, Адорно никогда не уходил в сферу политики. Его научные интересы носили преимущественно академический характер. Исходя из того, что социальная реальность абсолютно противоречива, т.е. в антагонизме находятся и социум, и составляющие его индивиды, Адорно считает, что традиционные логические методы (по примеру естествознания) не приемлемы в сфере социального познания. Нельзя подводить под общее понятие, осуществляя таким образом синтез, принципиально разнородные сущности, каковыми являются общество и отдельные индивиды. Постижение мира субъективности, что является основной целью социальных наук, должно использовать в качестве "органона истины" нечто, схожее с эстетическим выражением. К 1960-м, когда ряд теоретических положений франкфуртцев стал получать выражение в экстремистских политических установках "новых левых", между основоположниками "критической социологии" явно обозначились разногласия.
Некоторое время в рамках еще единой Ф.Ш. работал Хабермас. Он пытался соединить раскалывающие школу тенденции, тем более что его научные интересы находились на стыке социологии и политологии. В своих работах "Теория и практика" (1963), "Познание и интерес" (1968), "К логике социальных наук" (1970) он пытается решить вопросы оптимального соотношения социальной теории и политической практики. После смерти Адорно (1969) Ф.Ш. фактически распалась. Хабермас покинул Франкфуртский университет и стал заниматься теоретическим поиском условий для создания такой политизированной общественности, которая смогла бы принимать теоретически осмысленные, гуманистические политические решения. Сохраняя приверженность к основным идеям "критической социологии", Хабермас активно использует в своих теоретических построениях положения, разрабатываемые в таких течениях современной философии и социологии, как лингвистическая философия, герменевтика, феноменология и т.п. Рассматривая "жизненный мир" человека, он выделяет в нем две основные сферы, человеческого существования: первая - это трудовая деятельность (взаимодействие человека с природой); и вторая - межчеловеческое взаимодействие (интеракция и коммуникация). Исследования Хабермаса ориентированы на поиск путей преодоления противоречий между "жизненным миром" человека и социальной системой позднего капитализма, которая, утверждая принцип технической рациональности, вносит элементы отчуждения в межчеловеческое взаимодействие, делая его ложным. Этим проблемам посвящены работы Хабермаса "Теория общества, или Социальная технология?" (1973); "Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма" (1973), "Теория коммуникативного действия" (1981).
С.В. Лапина

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
141.68 кб

Критика «Репрессивной» техники (Франкфуртская школа)

Мельник А. В.
Читать PDF
91.16 кб

2002. 01. 007. Тилман Р. Франкфуртская школа и проблема социальной рациональности в работах Торстена

Фомичев П. Н.
Читать PDF
635.05 кб

95. 02. 003. Альфорд Ф. Примирение с природой? Франкфуртская школа, постмодернизм и мелани Кляйн. Al

Фомичев П. Н.
Читать PDF
627.95 кб

97. 02. 007. Брункхорст X. Рорти, Патнем и Франкфуртская школа. Brunkhorst Н. Rorty, Putnam and the

Али-заде А. А.

Похожие термины:

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

    научное сообщество, объединившее ученых Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и ставшее влиятельным движением в неомарксизме. Школа заявила о себе в первой половине XX в. и сего
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

    Frunk-ftirt School of Critical Theory) — "левые" мыслители и стиль радикального социального подхода, поддерживающие членов Франкфуртского института социальных исследований, основанного в 1922 г. Феликсом Веллем —