ФРЕЙД Зигмунд

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фрейд Зигмунд (1856-1939)
немецкий психолог, философ, социолог. Психоаналитические исследования Фрейда охватывали широкий ряд проблем, особым влиянием в социологии пользовалась именно его концепция конфликта между удовлетворением инстинктов индивида и требованиями социального порядка. Теории Фрейда оказались влиятельными как в рамках социологии в целом, так и в сочетании с марксизмом. Парсонс использовал фрейдовскую концепцию развития личности для анализа психологических условий процесса социализации, однако, подчеркивая факт взаимозависимости личности и социальных систем. Л.Альтюссер считал открытие Фрейдом бессознательного равным по значению открытию Марксом закона смены способов производства. Для Франкфуртской школы психоаналитические теории служили одним из оснований развития материалистического понимания личности в дополнение к материалистическому анализу общества, предложенному Марксом.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Фрейд Зигмунд
австрийский врач, психолог, социолог, создатель психоанализа – принципиально нового направления науки о поведении человека, позволяющего интерпретировать его действия с учетом как сознательного, так и бессознательного и тем самым изучать личность в целом. Ряд его идей широко используются в постмодернизме, такие как относительность истины интерпретации, которая лишь побуждает к другим интерпретациям, акцент на изучении периферийных проблем реальности – личностных конфликтов, снов и т.д. Вместе с тем, некоторые постмодернисты – М. Фуко, Ж. Деррида, Ф. Гваттари и др. – критикуют Ф. Так, М. Фуко рассматривал психоанализм как фактор навязывания власти-знания над людьми. - Соч.: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Санкт-Петербург: Азбукаклассика, 2005; Психоаналитические этюды. Минск: ООО «Попурри», 1997; Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995. - Литература: Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. М.: МГИМО, 1997.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Фрейд, Зигмунд
1856-1939) - австрийский невропатолог, психиатр, социальный мыслитель; создатель психоанализа - специфического психотерапевтического метода, принципы которого со временем были распространены на социальную философию, историю, культурологию и т.д. Фрейд учился в Венском университете, проявив интерес к естественным наукам: знаниям об организме и живой природе, физиологии и анатомии головного мозга. Доктрина Фрейда (фрейдизм, глубинная психология) - это учение о человеке, его психике, формировании, развитии, структуре личности, мотивах и механизмах деятельности человека в разных социальных общностях. Открытие бессознательного в психике человека - величайшее открытие ХХ в. Фрейд вскрыл сложную, динамичную, противоречивую структуру человеческой личности. Идеи и подходы Фрейда основаны на гипотезе доминирующей роли в жизни человека бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. В этом ракурсе Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т.п. По Фрейду борьба двух инстинктов Эроса (“инстинкт жизни") и Танатоса ("инстинкт смерти") между собой и с цивилизацией, а также бессознательного и сознания определяют природу общества, его функционирование и конфликты. Социальные концепции Фрейда, хотя и содержат социологические компоненты, но как правило, вторичны, иногда являясь шагом назад для социологии: психология масс, социальная структура, социальные связи, социальное развитие и изменение, социальный контроль и т.д., т.к. в них преобладает биопсихологический редукционизм. Однако, Фрейд был гуманистом, вскрывающим пороки общества, нащупывая пути его улучшения.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

Фрейд Зигмунд
Freud, Sigmund) (1856—1939), австр. психолог и психотерапевт, создатель психоанализа. Занимаясь медициной, Ф. (он специализировался в области неврологии) обратил внимание на проблему истерии. Очерки по истерии (1895), написанные в соавторстве с Йозефом Брейером (1842—1925), заложили основу психоаналитической теории невроза: его симптомы объясняются и символически связаны с эмоциональной травмой, забытой пациентом. Память о ней продолжает, однако, действовать в бессознательном, внося разлад в мысли и чувства пациента. Чтобы получить доступ к содержанию бессознательного, врач использует гипноз, анализ сна и сновидений или свободную ассоциацию. В 1900 г. Ф. опубликовал соч. Толкование сновидений. Он всегда подчеркивал важкитайском или ность сексуальных тем и доказывал, что сексуальные воспоминания на самом деле представляют собой детские фантазии, выражающие незрелые сексуальные желания. Тезис о детской сексуальности, высказанный в соч. Три очерка по теории сексуальности (1905), стал основой учения Ф. о норм, и ненорм. психосексуальном развитии. Теории Ф. базировались на клинических наблюдениях, записанных им в истории болезни; в нек-рые их них, однако, как выяснилось впоследствии, он внес поправки. Подобные данные всегда содержат достаточно неясностей, и предпочтение Ф. сексуальных объяснений иногда побуждало его игнорировать более очевидные причины. Популярность Ф. достигла пика в 1940—50-х гг., когда университетские профессора, в частности теоретики социального научения Йельского ун-та США, пытались проверить его идеи экспериментально, но редко добивались успеха. Ф. и его последователи разработали такие ключевые понятия, как вытеснение, идентификация, проекция, регрессия, подавление и сублимация (защитные механизмы). При всей противоречивости идеи Ф. сохраняют свое влияние не только в теоретич. психиатрии, но и в сфере иск-ва и в социальных науках. Более поздние теоретики психоанализа, последователи Ф., получили назв. неофрейдисты (неофрейдизм).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ФРЕЙД ЗИГМУНД
Freud, Sigmund) (1856-1939) - основатель психоанализа и один из наиболее важных ученых, развивший психологию как дисциплину. Разработанная им теория структуры личности, ее динамики усовершенствовалась в течение всей его жизни, оказав влияние на многих студентов и коллег, которые часто разрабатывали ее аспекты согласно собственным идеям (см., например, Юнг), что привело к появлению множества психоаналитических "школ", занимавших иные позиции (см. Неофрейдисты; Школа объектных отношений). Заслуга Фрейда состоит в обосновании теории разума, способствующей лечению душевных недугов. Она предполагает разделение умственного опыта на сознательный и подсознательный, а структуру личности — на Оно (Ид), Эго и Суперэго. Первое, по его мнению, является основополагающим и содержит унаследованную биологическую предрасположенность индивидуума, а эго и суперэго формируются в первые пять лет жизни. Теория, следовательно, описывает становление личности с точки зрения части процесса социализации, в котором сексуальность и половая дифференциация играют главную роль (например, см. Эдипов комплекс). Данный процесс происходит постадийно, и каждая стадия должна приносить удовлетворение, чтобы появился положительный результат. Если на какой-либо стадии возникают проблемы, они вызывают расстройства личности в зрелом возрасте. Именно тогда психоанализ поможет раскрыть причины подсознательного, приводя их к сознанию и тем самым решая проблему. В работе "Цивилизация и недовольство" и на протяжении всего творчества Фрейд предлагал общую психосоциальную теорию, по-разному воспринятую в социологии (например, Маркузе "Эрос и цивилизация", 1955). Элементы теории Фрейда стали общепринятыми психологическими понятиями, из которых особенно важны "подсознательное" и роль раннего опыта в развитии личности, а широко используемый метод "разговорной терапии" - появился из его первоначального диалога пациента с аналитиком. Понятия Фрейда также были весьма влиятельны в социологии и философии, см. Маркузе; Лакан; Фромм; Сикс.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Фрейд Зигмунд
1856-1939) - австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа, оказавший значимое влияние на формирование и развитие социального менеджмента. Получил медицинское образование в Венском университете и занимался врачебной практикой. Доктор медицины, ввел кокаин в офтальмологию в качестве анестезирующего средства. Обратил внимание на роль сексуальных факторов в этиологии неврозов, исследовал проблему страха и мотивы сновидений. В 1896 г. впервые употребил понятие «психоанализ» и сосредоточился на его разработке. После захвата Австрии нацистами переселился в Лондон. Идеи Фрейда основаны на доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в первую очередь сексуального характера. Сублимация сексуальной энергии лежит в основе творческой деятельности. Под тонким слоем сознания у человека находится бессознательное, где таятся первобытные инстинкты, прежде всего либидо, которое по мере взросления человека приобретает характер беспредельного вожделения, сдерживаемого только самосохранением и нравственными ограничениями, навязанными индивиду обществом. Главную роль в поведении человека играет удовольствие, все изменения происходят только под влиянием внешних воздействий, а роль влечений состоит в том, чтобы закрепить изменения как источник внутреннего удовольствия. Фрейд отвергает идею духовного совершенствования человека как иллюзию. Свои социологические взгляды он наиболее полно выразил в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». В книге «Недовольство культурой» Фрейд утверждает, что мораль навязывается человеку культурой (обществом), подавляет его естественные влечения, сковывает личность, что является причиной психических расстройств. Наибольшее распространение его идеи получили в сфере рекламы, став для нее теоретическим фундаментом. Из стилей менеджмента Фрейд признавал лишь авторитарный, считая, что массы всегда ищут вождя, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности. Из мотивов трудовой деятельности он считал главным принуждение, следующее место отводил «социальным чувствам» - несексуальным формам эмоциональных отношений между членами группы (дружба, альтруистическая любвь и т.д.), оценивая их, впрочем, как превращенную форму сексуальных импульсов [19].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд
1856-1939) - австр. психолог, создатель психоанализа. Для концепций Ф., в частности соц., характерны: 1) биопсихологизм; 2) акцент на бессознательном; 3) гиперсексуализм, в частности, идея Эдипова комплекса (с фантастич. "разрешением" к-рого в первобытном об-ве Ф. связывал возникновение гос-ва, религии, морали, соц. контроля, норм, санкций и т. д.), а также идея сублимации сексуальной энергии, к-рая, по Ф., лежит в основе социокультурной художественной и др. видов человеческой деятельности; 4) дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба к-рых между собой и с цивилизацией (равно как динамика бессознательного и сознательного), определяет, по Ф., природу об-ва, его функционирование и конфликты. Главная проблема, к-рую пытался разрешить Ф., - проблема противоречия между человеком и об-вом. Отношение к об-ву, к системе контроля социального (см.), норм, запретов и т. п. у Ф. двойственно. С одной стороны, он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение к-рых привело бы человечество к самоуничтожению; с др. - как к чему-то такому, что неизбежно ведет ко все большему извращению человеческой личности, к росту неврозов и проч. Ф. колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решением проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторич. концепции, согласно к-рой человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные соц. изменения и был разрешен драматич. конфликт человека и об-ва; то к осторожно оптимистич. эволюционистской позиции, согласно к-рой в конечном счете с помощью психоаналитич. терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общей массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Ф. относится все же скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологич. пессимизму. Соч.: Психология бессознательного. М., 1989; "Я" и "Оно": Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси, 1991; Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995; Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1997. С.А. Эфиров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ФРЕЙД Зигмунд
FREUD, Sigmund) (1856-1939) Родился в Моравии в еврейской семье, которая вскоре переехала в Вену, где Фрейд впоследствии изучал медицину и стал специализироваться на неврологии. В ранний период своей работы Фрейд занимался гистологией нервной системы, однако под влиянием применения гипноза Й. Брейером обратился к изучению истерии и внес значительный вклад в эту область, связанный с использованием свободной ассоциации (или «разговорной терапии»). Результаты его совместного с Брейером исследования истерических явлений и проблем психотерапии были опубликованы под названием «Исследования истерии» (Freud and Breuer, 1895). Эта клиническая работа привела Фрейда к разработке основных понятий психоанализа (бессознательное, подавление, защитная реакция, замещение), которые были представлены, в частности, в его «Пяти лекциях о психоанализе» (Freud, 1910a). В работах «Толкование сновидений» (1900) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905а) Фрейд задается вопросом о том, каким образом природа и проблемы человеческой сексуальности могут проявляться в шутках и снах. В «Психопатологии обыденной жизни» (1901) он применяет тот же подход к исследованию провалов памяти и оговорок. Фрейд разработал также психоанализ искусства в работе «Леонардо да Винчи» (1910b), где утверждал, что такие картины Леонардо, как «Мадонна и младенец со Святой Анной», являются продуктами его гомосексуальности, неприятия родительского авторитета и нарциссизма. Теория детской сексуальности была представлена в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905b), a его концепция динамики личности — в «Я и Оно» (1923). Фрейд и его коллеги основали в 1910 г. в Нюрнберге Международную психоаналитическую ассоциацию. Стремясь к распространению своих идей, они учредили также «Центральный журнал психоанализа» и «Внутренний журнал медицинского психоанализа». Это институциональное и теоретическое развитие было описано Фрейдом в работах «К истории психоаналитического движения» (1914) и «Автобиографическое исследование» (1925). Несмотря на то, что психоаналитические исследования Фрейда охватывали широкий ряд вопросов, особым влиянием в социологии пользовалась именно его концепция конфликта между удовлетворением инстинктов индивида и требованиями социального порядка. В своих более поздних работах «Будущее одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность цивилизацией» (1930) и «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (1934-8) Фрейд подчеркивает противоречие между значением удовлетворения сексуальности и агрессивности для индивида и важностью социального контроля для цивилизации, определяя социальный порядок как хрупкий компромисс между сексуальным удовлетворением, социальной дисциплиной и работой. Теории Фрейда оказались влиятельными как в социологии, так и в рамках марксизма. Т. Парсонс использовал предложенную Фрейдом концепцию развития личности с целью определения психологических факторов процесса социализации, однако, подчеркивая факт взаимодополняемости (complementarity) личности и социальных систем, он игнорировал отмеченное Фрейдом противоречие между сексуальностью и социальным порядком. Что касается марксистских социологов, то Л. Альтюссер считал открытие Фрейдом бессознательного равным по значению открытию Марксом законов смены способов производства. Члены Франкфуртской школы использовали психоаналитические теории с целью развития материалистического понимания личности в дополнение к предложенному Марксом материалистическому анализу общества. Между тем, феминисты критиковали Фрейда на том основании, что его теория сексуальности была отражением мужских предрассудков. См. также: Геллнер; Гендер; Миф; Патриархат; Табу; Феминизм; Фуко. Лит.: Вососк(1983).

Источник: Социологический словарь

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд
Сигизмунд Шломо) (1856-1939) - австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. Основоположник психоанализа и фрейдизма. В 1873 поступает на медицинский факультет Венского университета. Прослушал курс философии Брентано. Доктор медицины (1881). Приват-доцент неврологии (1885). Профессор (1902). В 1885-1886 стажировался в Париже у Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики. В 1892 разработал и использовал новый терапевтический метод, - метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов. С 1896 по 1902 разработал основы психоанализа. Обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного - предсознательного - сознательного. Несмотря на акцентируемый антифилософский и антифеноменологический пафос этой теоретической схемы, Ф. подходил к реконструкции бессознательного вне наличного контекста знаний о сознании и до-сознании, а также постулируя практическую невозможность в дальнейшем рассуждать о сознании самом по себе. (После Ф. о сознании стало возможным рассуждать лишь "диалектически": как о "задаче", а не как о "источнике".) Показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте.
Коренной поворот, заданный Ф. в европейской интеллектуальной и, в частности, психологической традиции, - во многом преодолевающий представления о человеке Р. Декарта, заключался в элиминировании феноменологических подходов из анализа бессознательного. В традиции психоанализа бессознательное трактуется как непознаваемое, но приверженность принципам эмпиризма и реализма подвела Ф. к открытию того, что оно в конечном счете познаваемо, в своих "репрезентативных репрезентациях". В 1905 обосновал идеи о природе и функционировании либидо, о развитии человеческой сексуальности и вытесненных сексуальных влечениях как источнике неврозов. В 1907 дал классическое определение бессознательного. В работе "Тотем и табу" (1913) распространил парадигму психоанализа на сферы общечеловеческой культуры и ранние формы религиозных верований. Проблема культуры в целостном облике сводима, по Ф., к следующим вопросам: каков уровень низшего предела, до которого допустимо искусственно минимизировать человеческие влечения и желания; насколько этот процесс сочетаем с неотвратимыми отказами; каков механизм социальной компенсации этих жертв индивидам со стороны общества. Культура выступала у Ф., т.обр., как некий баланс процессов либидозных "инвестиций" и "контринвестиций" (что позволило в дальнейшем критикам Ф. именовать его подход к культуре как "экономическую модель"). Интерпретация Ф., анализировавшего, в частности, в данном ракурсе соотношение художественных приемов искусства и фантазмов человека, сводима к следующему: "Мы называем первым совращением, предварительным удовольствием само право на удовольствие, которое предоставляется нам, чтобы мы могли освободиться от высшего наслаждения, вытекающего из гораздо более глубоких психических истоков. Я полагаю, что любое эстетическое удовольствие, порожденное в нас творцом, имеет характер предварительного удовольствия, подлинное же наслаждение художественным произведением проистекает из того, что благодаря ему наша душа освобождается от известного напряжения. Может быть даже, тот факт, что заставляет нас отныне наслаждаться нашими собственными фантазмами без стеснения и стыда, в значительной степени и ведет к такому результату". В книге "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) изложил основы психоаналитической теории личности. В 1921 издал книгу "Психология масс и анализ человеческого "Я" .
В целом для теоретической схемы Ф. в ее "философском измерении" характерно то, что не Эрос, либидо, воля, человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и т.д. После эмиграции из Австрии в 1938 публикует исследование "Моисей и монотеизм" (1939) - посвященную дальнейшему психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем. Жизнь Ф., как и его труды оказали колоссальное воздействие на радикальное изменение существовавших и формирование принципиально новых представлений о человеке и его мире (стало невозможным трактовать философию субъекта как философию сознания), на трансформацию самого облика системы гуманитарного знания, на облегчение страданий людей в их реальной жизни. также: "Неудовлетворенность культурой" (Фрейд), Психоанализ, "Психология масс и анализ человеческого Я" (Фрейд), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (Фрейд), "Я и Оно" (Фрейд).
А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко

Источник: Социология: энциклопедия

ФРЕЙД Зигмунд
(06.05.1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,— 23.09.1939, Хэмистед, близ Лондона) — австр. психолог, социальный мыслитель; создатель психоанализа — специфического психотерапевтического метода, принципы к-рого с течением времени были распространены на социальную философию, историю, религиоведение, культурологию и т. д. Прогрессирующая «социологизация» психоанализа продолжалась и после Ф. В широком смысле психоанализ охватывает всю совокупность теоретических концепций и методик различ. направлений фрейдизма и неофрейдизма, включая их социально-филос. и социол. аспекты (Психоаналитическая ориентация). Разработанные Ф. новые идеи и подходы сыграли большую роль в различ. интеллектуальных, исследовательских и художественных сферах 20 в. Они основаны на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в осн. сексуального характера. На этой гипотезе построена психоаналитическая техника, направленная на выявление бессознательных процессов, импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов, восстановления его душевного равновесия. Проблема разрешения сексуальных коллизий — в т. ч. на самых ранних этапах — имеет, согласно Ф., решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе. В этом ракурсе Ф. рассматривает, в частности, возникновение гос-ва, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии лежит, согласно Ф., в основе социокультурной, художественной и др. видов человеческой деятельности. Со временем, впрочем, сексуальный «монизм» все больше уступал у Ф. место сексуальному «дуализму»: сексуальные инстинкты превращаются в его доктрине в «инстинкт жизни» — Эрос, наряду с к-рым появляется не менее могуществ. «инстинкт смерти» — Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм, а также бессознательного и сознания и определяют, по Ф., природу об-ва, его функционирование, развитие, конфликты.
Представления Ф. о структуре об-ва и его динамике довольно расплывчаты. Социальную структуру он видит преимущественно в патриоцентристском плане, рассматривая, в сущности, только одну стратификационную схему: «вождь — элита — массы» (хотя он говорит иногда и о классовой структуре). Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Ф. считал, что массы всегда ищут вождя или поклоняются вождю, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним, с т. зр. Ф.,— один из осн. механизмов внутригрупповой солидарности и социального господства. Среди социообразующих факторов первостепенное значение в концепции Ф. имеют принудительные факторы, значит, роль отводится взаимным, в частности трудовым, интересам, еще большая — «социальным чувствам» — несексуальным формам эмоциональных отношений между членами группы — альтруистической любви, дружбе, к-рые, впрочем, представляют собой, по Ф., превращенную форму сексуальных импульсов. Что касается механизмов социального господства и подавления, Ф. выделяет среди них культивирование «нарциссистского» любования социальной системой, в к-рои сформировался индивид, национальными и культурными традициями, что дает иллюзорную компенсацию за подавление, к-рому он подвергается. Др. механизм социального подавления и господства, по Ф., сексуальная репрессивность, выражающаяся в принудительном единообразии форм сексуальной жизни, в лишении многих лиц возможности сексуального удовлетворения, в превращении сексуальной свободы в тайную или явную привилегию господствующих классов. Главная проблема, к-рую пытался разрешить Ф.,— проблема конфликта человека и об-ва. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам, санкциям и т. п. у Ф. двойственно. С одной стороны, это, по его мн., необходимый инструмент обуздания инстинктов, без к-рого человечеству грозит самоуничтожение, с др.,— нечто такое, что неизбежно ведет ко все большему извращению личности, к росту неврозов и т. п. Ф. колебался между радикалистским и конформистским подходом к проблеме. Двойственно и отношение Ф. к проблемам социальных изменений.
Он склонялся то к пессимистической идее, согласно к-рой неизменность человеческой природы в принципе блокирует возможность существенных социальных трансформаций, то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно к-рой посредством психоаналитической терапии и адекватной социализации личности может все-таки произойти фундаментальное изменение человека и об-ва — массы поднимутся до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся в необходимой степени удовлетворяемыми или сублимированными, а агрессивные инстинкты трансформируются в мирные средства управления об-вом. Двойственность социальных позиций Ф. послужила основой для возникновения в рамках фрейдизма, неофрейдизма и постфрейдизма довольно далеких друг от друга консервативных, либеральных и радикалистских социальных теорий. Несмотря на интересный анализ ряда социально-психологических механизмов и механизмов социального контроля, наиболее значимые элементы доктрины Ф. в целом лежат за пределами его социальных изысканий. Однако историческое значение последних весьма велико. Они оказали значит, влияние на зап. мысль нашего века, из них выросла психоаналитическая ориентация в социологии.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
743.05 кб

Зигмунд Фрейд: жизненность идей

Луков Валерий Андреевич, Луков Владимир Андреевич
В статье воссоздается портрет австрийского врача-психиатра и ученого-психолога, культуролога и философа Зигмунда Фрейда, характеризуются его идеи, которые представляются актуальными в наше время, что показано на примере развития т
Читать PDF
164.09 кб

К 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда

Залевский Г. В.
Отмечается влияние З. Фрейда и психоанализа на развитие клинической психологии через усиление в ней психодинамической традиции. Описаны некоторые события из жизни ученого.
Читать PDF
1.01 мб

ЗИГМУНД ФРЕЙД О ПРИРОДЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Костоева Аза Аслановна
В психоаналитической философии имеют место разные точки зрения относительно понятия «бессознательное».
Читать PDF
222.50 кб

«Случайностей не существует»: Зигмунд Фрейд и культура ХХ века

Злотникова Татьяна Семёновна
Читать PDF
1.66 мб

Зигмунд Фрейд в филателии, фалеристике, бонистике и нумизматике

Бугаевский К.А., Бугаевская Н.А.
В статье представлены материалы исследования, посвящённого изучению отражению памяти о деятельности известного учёного-психолога Зигмунда Фрейда в филателии и фалеристике.
Читать PDF
64.53 кб

Провокация продолжается к 160-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда

Кудрявцев Владимир Товиевич
160 лет назад в австрийском Фрайберге родился Зигмунд Шломо Фрейд основоположник психоанализа, который стал одной из фигур, «знаковых» для культуры XX века.
Читать PDF
316.82 кб

Гендерно-игровые аллюзии психоаналитических образов Зигмунда Фрейда

Ковалева Л. И.
В статье автор обращается к философской стороне творчества выдающегося психоаналитика, который в неявной, аллюзивной манере интерпретирует такой сложный культурный феномен, как гендерные игры.
Читать PDF
588.10 кб

Владимир Федорович Чиж и зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб

Слабинский В.Ю.
В статье рассматривается биография и научные достижения выдающегося российского психиатра Владимира Федоровича Чижа в соотнесении с биографией и научными достижениями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.
Читать PDF
606.97 кб

Феноменология «Несчастного сознания»: Зигмунд Фрейд о «Работе культуры» и искусстве жизни в ней

Пятилетова Людмила Владимировна, Савина Виктория Михайловна
В статье раскрываются ключевые идеи культурологической концепции З. Фрейда, изложенной им в его одной из основных философичных работ «Недовольство культурой».