фрейм
фрейм
по Э. Гоффману – принципы организации события, перспектива его восприятия, обусловленная формальным определением ситуации, с учетом того, что участники взаимодействия, как правило, распознают драматургию: «реальную реальность» и «реальность понарошку». Ф. не задан, а находится в динамичном состоянии, т.е. постоянно происходит «фреймирование» ситуации. Иногда Ф. является сфабрикованным: специально направлен на то, чтобы ввести некоторых участников взаимодействия в заблуждение. - Литература: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000; Его же. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Фрейм
(frame, фрэйм) — концепт, обозначающий устойчивую форму или образ реальности. Данное понятие может затрагивать широкий спектр проблем, связанных с восприятием и пониманием окружающего мира. Понятие фрейма используется в концепциях разных авторов (Г. Бейтсон (G. Bateson), М. Мински (M. Minsky), Дж. Брунер (J. Bruner), И. Гофман (E. Goffman)) и может менять свое значение в зависимости от контекста, но так или иначе оно всегда связано с восприятием реальности и созданием упорядоченного, непротиворечивого образа того, что воспринято и усвоено. Как правило, фрейм не осознается субъектом, а попытка его выявления и объяснения приводит к дезорганизации восприятия и деятельности. Подобно тому как личностные смыслы порождают отдельные слова и фразы в нашей речи, так и фреймы организуют наше определение реальности на перцептивном, эмоциональном и когнитивном уровнях, что способствует более простому (но далеко не всегда адекватному) пониманию ситуации и возможности выработать свое отношение к ней для последующих действий. Аналогичным образом на уровне стереотипов действуют СМИ, которые способны собрать воедино множество фрагментов эмпирической реальности и сконструировать из них непротиворечивый образ события, соответствующий представлениям журналистов и запросам аудитории, что и способствует взаимопониманию между субъектами коммуникации.
Литература Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. А. Сарна
Литература Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. А. Сарна
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016
фрейм
frame англ. ‘рамка, каркас’ — термин когнитивного психолога, математика и инженера М. Минского (Marvin Minsky, 1974). - Ментальная единица, структура данных, представляющих какую-либо визуальную стереотипную ситуацию. Верхние уровни фрейма фиксированы, представляют вещи, всегда справедливые для предполагаемой ситуации. нижние уровни имеют много терминалов — слотов, которые всегда должны заполняться конкретными событиями или данными (это могут быть люди, объекты достаточной ценности и др.). терминал описывает предмет, явления, события, ситуации, процессы, задавая им специфические черты. например, в описании стереотипной комнаты в учреждении терминалы будут заполняться такими предметами, как канцелярский стол, компьютер, сейф, лампа и др. По определению американского лингвиста Ч. Филлмора (1988) (Charles J. Fillmore, 1985), фрейм одновременно является и средством организации опыта, и инструментом познания, описания и объяснения лексического и грамматического значений. Фрейм организует наше понимание мира и определяет наше поведение. например, в каждой культуре существует свой способ поздравления детей с днем рождения; наш опыт и фоновые знания предопределяют покупку определенных подарков (в России часто детям дарят сладости, в то время как в СШа подобной практики нет). Обобщая, можно сказать, что фрейм — это типовая структура, сценарий какой-либо ситуации, которая предопределяет способность человека воспринимать, выявлять, обозначать события, в которые он вовлечен. Соотносимые (схожие) фреймы образуют фреймовые системы, совокупность которых создает картину мира. нередко термин «фрейм» понимается как родовой по отношению к скрипту, схеме, сценарию.