ФРЕЙНД Жюльен

Найдено 1 определение
ФРЕЙНД Жюльен
(р. 1921, Лотарингия) — философ и социолог; окончил Страсбургский ун-т, где впоследствии преподавал; участник Сопротивления. В дальнейшем отошел от политической и профсоюзной деятельности, опыт к-рой использовал в своем труде «Сущность политического» [1]. Согласно Ф., планирование жизни об-ва в соответствии с тем или иным проектом — утопия. Любые человеческие начинания, движимые лучшими побуждениями, неизбежно отходят от первоначально провозглашенных принципов, порождая социальный слой, извлекающий пользу из сложившейся системы, будь то бурж. демократия или диктатура. В политической концепции Ф. нет места различению «правых» и «левых». Этот принцип, по его мн., не может характеризовать сущность политики и неприменим в науке и философии. «Нет правой или левой социологии, как нет буржуазной или пролетарской биологии» [3, 34].
Если, опираясь на опыт, необходимо учитывать историю двухвекового разделения на «правых» или «левых», то «сам анализ не может быть правым или левым, иначе он перестанет быть философским и превратится в политический, то есть в закамуфлированный инструмент пропаганды» [Там же]. В творчестве Ф. большое место занимает проблема кризиса Европы, понимаемого как упадок духовных, моральных, религ., политических и социальных ценностей, внесенных ею в мировую цивилизацию со времени Ренессанса, и путей его преодоления («Европа без румян», 1967; «Конец Ренессанса», 1980; «О декадансе», 1983). Много внимания он уделяет научному комментированию трудов классиков обществоведения («Социология М. Вебера», 1966; «Право сегодня», 1972; «Утопия и насилие», L978; «Социология конфликта», 1981, и др.). Ф. причисляет себя к «духовному семейству», в к-рое он включает Гераклита, Аристотеля, Макиавелли, Спинозу, Токвиля, М. Вебера, Шмитта, чей «дух и метод» помогли ему отойти от нем. идеализма. По его собственному признанию, более философии его увлекает метафизика, интегрирующая в своих рассуждениях не только философию, но и политику, экономику, право, иск-во и религию, т. е. осн. виды деятельности, присущие человеку, к-рого нельзя понять только с позиций сугубо научного исследования.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.