Функции социального работника

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Функции социального работника
Совокупность обязанностей, задач или видов деятельности, определяемых профессией социального работника в целом, а также более узкой ее специализацией и работой с конкретной категорией клиентов. Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр социальных услуг, необходимых пожилым людям. Поэтому ему приходится выполнять значительное количество различных ролей в соответствии с его функциями. Среди наиболее представленных в практике ролей можно вьщелить следующие. Консультант-помощник. Цель - помочь клиенту сориентироваться в своей ситуации и определить, что необходимо для решения его проблем. В качестве консультанта социальный работник выступает при первом контакте с клиентом. Эксперт. Цель - определение способов выхода из трудной жизненной ситуации и выработка соответствующих рекомендаций. Посредник (брокер). Цель - соединение клиента с подходящими сервисными службами, другими необходимыми средствами для решения его проблем. Выступая в роли посредника, социальный работник должен быть осведомлен о различных формах и средствах оказания помощи, имеющихся в распоряжении социальных служб. Эти средства могут включать социальное снабжение (деньги, одежду, питание, жилище), а также социальные и медицинские услуги (консультации терапевтов, психологов, медиков, реабилитационные услуги и Т.П.). Учитель. Цель - обучение клиентов тому, как приспособиться к изменившимся условиям жизни. Обучение предполагает обеспечение клиента необходимой информацией в доступной для него форме, предоставление советов и предложений, раскрывающих альтернативы решения проблем и их возможные последствия, разработка моделей действия, и в целом обучение искусству разрешения проблемных ситуаций. Адвокат. Цель - осуществление действий, помогающих людям реализовывать свои гражданские права (защита собственности, права на жилище, на безопасность и др.), а также получать помощь, пособие (по бедности, болезни и т.д.), которые принадлежат им по праву. Аналитик. Цель - оценка мыслей и чувств клиента для более эффективного разрешения стоящих перед ним проблем. Агент изменений (мобилизатор), Цель - участие в выявлении социальных проблем, сфер, где качество жизни может быть повышено, и мобилизация на развитие новых ресурсов заинтересованных групп людей. На данном уровне социальный работник включается в работу по совершенствованию системы социальной поддержки уязвимых слоев населения. Осуществляя свою деятельность, социальный работник может исполнять одну или несколько ролей. Например, когда дело касается ущерба, нанесенного имуществу клиента, социальный работник будет выступать в роли посредника социальных услуг, а также адвоката и консультанта своего клиента. В целом направления и акценты каждой роли или функции могут изменяться в зависимости, с одной стороны, от конкретной ситуации клиента, с другой - от сферы деятельности и конкретных обязанностей социального работника в рамках его организации.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
это предметно-инструментальная база его профессиональной деятельности. Профессиональные функции социального работника позволяют представить структуру функциональных обязанностей как определенную систему знаний, умений и навыков, которые и обеспечивают профессиональную компетентность специалистов в практической деятельности. Существуют два подхода классификации функций социального работника: спектральный (характеризует конкретные ролевые действия социального работника через спектр выполняемых им функций) и процессуальный (базируется на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентом, соответствующего логике «определение проблемы – разработка плана – реализации намерений – оценка результата). Выделяют базовые и специальные функции (В. Сидоров). Базовые: диагностическая функция включает в себя изучение анализ и оценку клиентов (индивидов, семей, групп, обществ), степень и направленность влияния на них социальной среды; предусматривает также и оценку результатов, достигнутых в процессе социальной работы; прогностическая функция состоит в прогнозировании социальным работников событий, процессов, которые проходят в семье, группе людей, обществе и разработке определенной модели социального поведения. Осуществление прогностической функции предполагает определение приоритетов работы, так как проблемы, с которыми сталкивается социальный работник, многогранны и требуют действий по нескольким параметрам. В зарубежной практике прогностическая функция реализуется в форме контракта (письменное или устное соглашение) между социальным работников и клиентом с четким распределением обязательств задействованных сторон и детализацией разнообразных аспектов социальных услуг; коррекционная функция – «конструктивные изменения в социуме и системе жизнеобеспечения человека (Бочарова В.Г., Филонов Г.М.). Выделяют два уровня коррекционной функции: конкретный (предполагает удовлетворение потребностей индивидов, групп, сообществ по специально разработанной модели) и программный (привлечение определенных групп, сообществ к реализации социальных проектов, программ регионального, государственного или межгосударственного уровней). Специальные: коммуникативная функция обеспечивает содержательный аспект совместной работы социального работника и клиента. Она состоит в установлении, продолжении или прекращении необходимых профессиональных контактов, обмене информацией, принятии и понимании другого человека, формировании у всех взаимодействующих сторон позитивной перцепции; реализация организаторской функции состоит в том, чтобы содействовать организации социальных служб на предприятиях и по месту проживания, привлечению к социальной работе волонтерских организаций, общественных объединений социальной направленности, групп самопомощи, помощников социальных работников и направлять их деятельность на оказание разнообразных видов помощи и социальных услуг населению, а также – в согласовании взаимодействия всех участников в решении конкретной социальной проблемы или ситуации клиента; правозащитная функция предполагает умение социального работника использовать весь комплекс законов и арсенал правовых актов длязащиты прав и поддержки интересов клиентов, оказание им помощи и поддержки, а также содействии в применении мероприятий государственного принуждение и реализации юридической ответственности лиц, которые допускают прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента. Осуществление правозащитной функции социальным работником касается как населения внутри страны, так и той его части, которое оказалось за ее пределами; превентивная функция предполагает научное обоснование и своевременные действия социального работника, направленные на предупреждение возможных жизненных коллизий или проблем у отдельных клиентов, сообществ, групп риска. К превентивной функции социального работника относят сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, создание оптимальных условий для саморазвития и самореализации каждого гражданина общества. Эту функцию называют также предупредительно-профилактический,социально-терапевтической, в зависимости от содержательного контекста – как социально-медицинскую функцию; психотерапевтическая (психологическая) функция – комплексный вербальное и невербальное воздействие социального работника на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности клиента с целью помочь ему изменить отношение к существующим проблемам и окружающей социальной среде (В.Сидоров); рекламно-пропагандистская функция – проявляется в распространении идей социального обеспечения и социальной защиты человека, а также в предоставлении объективной информации о видах социальных услуг, в том числе с целью формирования спроса на них; социально-педагогическая функция в широком смысле этого слова предполагает деятельность социального работника и социального педагога по формированию приоритета целенаправленного воспитательного воздействия социума на поведение и деятельность клиентов. В узком смысле – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, творческих союзов и др.; социально-экономическая функция предполагает удовлетворение материальных интересов и потребностей малообеспеченных слоев населения. Реализуется она путем предоставления натуральной и денежной помощи, определении льгот, одноразовых компенсаций, осуществления социально-бытового патронажа. Во многих странах эта функция является доминирующей в деятельности социального работника. Предложенная типология постоянно дополняется функциями. Которые позволяют детальнее охарактеризовать виды практической деятельности социального работника. В литература можно встретить определение таких функций социального работника, как эвристическая, сущность которой состоит в повышении социальным работником своей квалификации и профессионального мастерства; системно-моделирующая – определение характера, объема, форм и методов социальной помощи; активизирующая – содействие активизации потенциала личных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы; действенно-практическая – деятельность социального работника по улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением, консультирование по вопросам социальной защиты и др. В зарубежной литературе выделяют такие функции социального работника, как: административную, организаторскую, индустриальную и клиническую, что позволяет не только лучше учитывать специфику социальной деятельности, но и четче ориентировать будущих социальных работников на выполнение конкретной функции. Разнообразие диапазона профессиональных функций социальных работников обусловлено, с одной стороны, объектом социального воздействия, а с другой – острым дефицитом профессионально подготовленных социальных работников. В связи с этим перечень профессиональных функций специалистов по социальной работе необходимо рассматривать скорее как определенную идеальную модель, а не как перечень обязанностей и требований к качеству подготовки специалистов.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)