Функционализм
Функционализм
направление в социологии, рассматривающее общество как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы.
Функционализм
functionalism). Теоретическое направление, основанное на представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснимы с точки зрения их функций, т. е. их влияния на общественные процессы.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Направление в современной западной социологии, отстаивающее точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и согласовано друг с другом.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Функционализм
в философии) (functionalism), доктрина философии разума, сформулированная в ответ на безуспешные попытки бихевиоризма предложить интуитивно удовлетворительную его интерпретацию. Ф. предполагает нашу способность дать полный отчет о состоянии сознания лишь в том случае, если принимаются в расчет все его предпосылки и проявления, а не только проявляющиеся в поведении. Т.о., Ф., в отличие от бихевиоризма, способен рассматривать состояния сознания в их причинной взаимосвязи и таким путем разрешать мн. затруднения, свойственные бихевиористскому подходу.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Функционализм
теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, которому соответствует функционалистская модель объяснения. Функциональные объяснения часто относятся к “выживанию” и воспроизводству обществ, культур или социальных институтов. Однако можно найти и другие примеры функциональных объяснений, относящиеся к процессам, которые происходят на микросоциальном и даже индивидуальном уровне.
Шкала (от лат. scala–лестница) - методическое средство для измерения и оценки тех или иных свойств объекта исследования. Всякая шкала имеет определенную меру и длину. Для удобства в пользовании она сопровождается инструкцией по своему применению. См. Шкала интервальная, Шкала наименований, Шкала порядковая.
Шкала (от лат. scala–лестница) - методическое средство для измерения и оценки тех или иных свойств объекта исследования. Всякая шкала имеет определенную меру и длину. Для удобства в пользовании она сопровождается инструкцией по своему применению. См. Шкала интервальная, Шкала наименований, Шкала порядковая.
Функционализм
(от лат. functio – совершение, исполнение, служебная обязанность). Функціоналізм. Functionalism. Способ объяснения социального действия через его последствия, проявляемые в форме влияния на другие социальные действия, социальные институты или общество в целом. Ф. приобрел методологическое значение и влияние не только на социологию, но и на многие другие отрасли научного знания. В рамках функционализма были разработаны понятия “функции”, “дисфункции”, дана их классификация. Ф. рассматривал деятельность и социальные институты в качестве фактора поддержания социальной интеграции и стабильности, а также удовлетворения основных социальных потребностей или функциональных предпосылок. Ф. сильно критиковался за то, что оказался не в состоянии объяснить природу социальных конфликтов, возможной социальной нестабильности, а также за игнорирование смыслов индивидуальной деятельности, обращая внимание только на ее последствия.
Функционализм
в социологии) (functionalism), теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений с т.зр. выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление, изучить его последствия для функционирования к.-л. др. социальной активности, учреждения либо об-ва в целом. Совр. функционалисты рассматривают об-ва как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В антропологии идея Ф. часто ассоциируется с Малиновским, к-рый стремился объяснять культурные феномены как реакцию на ограниченный набор индивидуальных биол. потребностей. Др. социальные антропологи, напротив, придерживались идеи социальной системы как интегрированного функц. целого. Синтезирование идей Ф. было предпринято амер. социологом Парсонсом, и в сер. 20 в. Ф. приобрел особенно заметное влияние в социологии США, однако, изначально базировавшийся на критике теории социальной эволюции, он сам был подвергнут критике за игнорирование значения историч. развития и абсолютизацию состояния неустойчивого равновесия об-в, препятствующего дальнейшей эволюции.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество сточки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: "Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ". Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун и Малиновский использовали понятие функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. "структурный функционализм" стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм), сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете. Теория Парсонса пользовалась большим влиянием, хотя и критиковалась другими функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер). Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива пренебрегает независимой "волей" индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со "сверхсоциализированной концепцией" человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная концепция человека), например, расценивая людей как "культурных остолопов" (см. Этнометодология). Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не "принимаются" активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм). Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность. Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать "сферу компетенции действия" с системой и социальными функциями. Несмотря на частое выделение условий "социального порядка" (включая функции социального конфликта) в историческом плане (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология; Эволюционные всеобщности). В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация; Теория зависимости), но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением, которое должен обсуждать функционализм. Невзирая на сильную критику, термин "функция" и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
FUNCTIONALISM) Подход в социологии, имеющий длительную историю и в настоящее время считающийся спорным. Для социологов XIX в. очень важным был вопрос о взаимозависимости различных элементов обществ. Такая взаимозависимость часто объяснялась ими с точки зрения эволюции теории или органической аналогии. Утверждалось, что подобно тому, как сердце выполняет функцию кровообращения, так и социальные институты выполняют определенные функции в отношении общества в целом. Появлению в социологии идей функционализма способствовала также социальная антропология. Согласно наиболее краткому определению, функционализм объясняет один вид социальной деятельности, обращаясь к ее последствиям в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Существует множество типов функционалистской аргументации, однако три наиболее важных сводятся к следующим положениям. (1) Социальная деятельность или социальный институт может иметь латентные (скрытые) функции в отношении другой социальной деятельности. Например, утверждается, что вне зависимости от намерений отдельных членов семьи переход от расширенной семьи к нуклеарной семье имел латентную функцию, способствуя процессу индустриализации: люди освобождались от семейных уз и становились географически более мобильными. Это положение о латентной функциональности в отношении индустриализации является частью объяснения изменений в структуре семьи. (2) Социальная деятельность может способствовать поддержанию стабильности социальной системы. Например, Э. Дюркгейм утверждал, что наилучшим способом понимания религии является понимание ее как определенных практик, способствующих интеграции и стабильности общества. Некоторые теоретики утверждали даже, что все социальные институты следует рассматривать с точки зрения осуществления этой функции. (3) Социальная деятельность может способствовать удовлетворению основных социальных потребностей или функциональных предпосылок. Т. Парсонс утверждал, что общества имеют определенные потребности, удовлетворение которых необходимо для их выживания, а социальные институты следует рассматривать как то, что эти потребности удовлетворяет. Функционалистский анализ был предметом оживленной полемики, большая часть которой не отличалась новизной, но с 1980-х гг. эти споры стали ослабевать. Против очерченных выше разновидностей функционализма выдвигались четыре важных аргумента. (1) Функционализм не может объяснить социальный конфликт или другие формы нестабильности, поскольку он рассматривает все виды социальной деятельности как беспрепятственно взаимодействующие с целью стабилизации общества. В ответ на это функционалисты утверждали, что социальный конфликт на самом деле может выполнять позитивные функции в отношении социального порядка, или с помощью понятия дисфункции признавали, что не все виды социальной деятельности имеют позитивные функции в отношении всех других видов. (2) Функционализм не может объяснить изменение, поскольку в нем отсутствует представление о механизме нарушения существующих функциональных отношений. Ответом функционалистов было использование таких понятий, как дифференциация. (3) Функционализм — это форма телеологии, поскольку он объясняет существование социальной деятельности ее последствиями или эффектами. (4) Функционализм пренебрегает теми смыслами, которыми индивиды наделяют свои действия, сосредоточиваясь лишь на последствиях этих действий. После смерти Т. Парсонса в 1979 г. на протяжении 1980-х гг. наблюдалось оживление интереса к его функционалистской теории, при этом предпринимались попытки ответить на многие традиционные критические замечания в адрес функционализма. Это движение получило название «неофункционализм». См. также: Взаимность; Латентная функция; Малиновский; Рэдклифф-Браун; Систем теория; Социальная структура; Стратификация; Функциональный императив; Холизм. Лит.: Cohen, P.S. (1968); Ryan (1970)
Источник: Социологический словарь