(15.04.1907, Сен-Бенен-д'Ази) — франц. социолог, экономист, один из создателей теории индустриального об-ва, с к-рой он выступил вскоре после второй мировой войны [1]. Развивая идеи детерминизма технологического, Ф. производит дихотомическое деление истории на доиндустриальную (застойную) и индустриальную (динамичную) эпоху. Аналогичное деление он проводит и в области культуры: (1) аффективный, дорациональный тип мышления (отнесенный Леви-Брюлем только к первобытному об-ву) Ф. приписал всей гуманитарной традиции, считая ее колыбелью левого радикализма (позже эту тему разовьет Белл в работе «Культурные противоречия капитализма»); (2) конструктивный способ осмысления и разрешения своих проблем цивилизация получает только в индустриальную эпоху и воплощает его в НТР, к-рую Ф. противопоставляет революции социальной. Осмысливая противоречия индустриальной цивилизации, Ф. первым на Западе сформулировал концепцию постиндустриального об-ва, к-рое видится им как «цивилизация услуг» [3].
Последняя имеет черты, «поразительно близкие традиционному доиндустриальному обществу»: в профессиональной сфере — ручной или полуручной труд, во внепрофессиональцой — пригородный образ жизни, в интеллектуальной — реабилитация религ. или даже мистического опыта как альтернативы «холодной безличности» научного знания. В «цивилизации услуг» Ф. предвосхитил концепцию «нулевого роста», выдвинутую впоследствии Римским клубом. Нестабильный образ жизни — удел стран со «вторичной» экономикой (где большинство населения занято в промышленности). По мере перехода к «третичной» экономике услуг интенсивный рост прекращается, уровни развития различ. стран выравниваются, мир снова обретает стабильность. В интеллектуальной биографии Ф. выделяется два периода: «техноцентричный» (апологетический) и «культуроцентричный» (критический).