ГАБИТУС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Габитус
внешнее строение организма, его общий вид.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Габитус
(от лат. habitus – образ, поза, расположение, настроение, характер; внешность, одежда, осанка, состояние). См. Социология повседневности.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Габитус
(в теории П. Бурдье) система приобретенных схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

габитус
1) интернализированная умственная, познавательная структура, обеспечивающая определенную поведенческую предрасположенность, которая позволяет индивиду благодаря процессу социализации ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на ситуации; 2) по П. Бурдье – универсальный посредник между социальным миром и практиками социальных агентов («структурирование структур»), определяет образ мыслей, представлений, полученных индивидами в процессе социализации, что позволяет им успешно функционировать в социальном пространстве; подразумевает чувство места другого и чувство социального положения. - Литература: Бурдье П. Начала. М., 1994; Его же. Социальное пространство и символическая власть // П. Бурдье. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Габитус
(habitus), В аристотелевской традиции существовало понятие hexis (в Средневековье Альберт Великий и Фома Аквинский заменили его на habitus), обозначающее совокупность приобретенных стабильных установок, прежде всего этического порядка. В социологии подход, развиваемый Пьером Бурдье начиная со второй половины 1960-х гг., привлекает наше внимание к важности для процесса социализации «систем (или матриц) восприятия, оценки и действия», одновременно устойчивых и поддающихся переносу, служащих основой «работы по внушению и инкорпорированию.
При помощи определенного числа гипотез можно сопоставить объективные вероятности и субъективные ожидания, обеспечивая при этом «относительную независимость практик от детерминации внешних сил, действующих непосредственно в данное время». Эта «интериоризация внешнего» позволяет также совместить уникальность социальных траекторий и однородность представлений и поведения внутри групп или коллективов со сходными условиями существования. Основанный на «двойной редукции» (сведении объективности к «дифференцированной позиции», а субъективности — к «поддержанию идентичности»), этот подход может оказаться весьма плодотворным, поскольку является рассмотрением в согласии, например, с работами Дюркгейма по эволюции педагогических институтов во Франции не с точки зрения «дрессуры» или «программирования», а с точки зрения интерактивности посредством понятия кодов или репертуара действий, служащих «руководствами», в контакте с которыми субъект может выделяться с большей или меньшей легкостью. Но поскольку теперь причинно-следственная связь не является вероятностной, остаются двусмысленные моменты. Кроме того, как справедливо заметили Клод Дюбар, Франсуа Геран или Лоис Ваккан, если рассматривать индивидов как простых исполнителей и если роли, исполняемые ими, объясняются лишь при помощи логики классов, как в таком случае происходят по-настоящему значительные перемены? Не обрекаем ли мы себя на некоторый механицизм, который позволяет, все интерпретировать только в терминах воспроизводства или обусловленности?

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ГАБИТУС
целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.
В философской традиции термин "Г." обозначает сумму индивидуальных телесных навыков - походка, жестикуляция, манеры, - цельное осаждение опыта конкретного человека в "глубине" телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово "Г." введено П. Бурдье : "Габитус - система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства".
Г. порождается средой, "классом условий существования", путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Г. структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом, Г. зависит от социальной траектории индивида.
Г. - принцип практик индивида: "это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик" (Бурдье).
Вводя понятие "Г.", Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, Г. - это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой - это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами.
Г. обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, "собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям").
В то же время Г. вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.
Г. обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие формируется на основании "субъективной оценки объективных вероятностей", соизмерения желаемого и возможного.
Принципиальным моментом является то, что Г. целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность.
Еще одна особенность Г. в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, "забытых" и полностью не рефлексируемых: "Г. - это история, ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой" (Н.А. Шматко).
Бессознательность Г. определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.
Г. производится средой, следовательно сходные условия, т.е. позиции индивида генерируют сходные Г. членов группы, класса. Таким образом, "социальный класс - это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом" (П. Бурдье). Следовательно, практики членов группы изначально координированы сходством Г., выступающим основой спонтанной солидарности.
М.В. Батурчик

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Понятия «Габитус» и «Хабитуализация» в контексте социологических теорий

Иванова Н. А.
Рассматриваются социологические контексты использования понятий «габитус» и «хабитуализация», а также содержательно близких им терминов.
Читать PDF
0.00 байт

Габитус как атрибут поколенческой общности

Пушина Лада Юрьевна
В статье рассматривается поколение как социальная общность, отличающаяся от других аналогичных социальных образований специфическим габитусом; дается анализ того, как проявляет себя габитус поколения в жизни и социальных практиках
Читать PDF
0.00 байт

2007. 01. 005. Aдамс М. Объединяя габитус и рефлексивность: на пути к пониманию современной идентичн

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 018. Буркитт Я. Технологии я: габитус и способности. Burkitt I. technologies of the self:

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Научный габитус: единство различий

Иванова Наталья Александровна
Предложено авторское понимание субъектного основания науки как социальной практики. Утверждается, что адекватным концептуальным ресурсом для описания субъекта научной практики является понятие «научный габитус».
Читать PDF
0.00 байт

Габитус

Селиверстова Нина Анатольевна, Короткая Наталья Дмитриевна
Энциклопедическая статья, дающая характеристику габитуса как свойства личности, пассивной, предопределенной, сформированной структурой, т. е.
Читать PDF
0.00 байт

Стиль культурной жизни и габитус одаренной личности в современной Украине

Гавеля Оксана Николаевна
В статье изложены результаты анализа стиля культурной жизни одаренной личности в контексте разработанной нами квантово-орбитальной теории культурологии.
Читать PDF
0.00 байт

«Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере факультета соци

Сизова Ирина Леонидовна, Ермилова Алёна Васильевна, Хусяинов Тимур Маратович
Целью статьи является теоретическое изучение и эмпирическое исследование коллективных габитусов, укорененных в классическом типе российского университета, и их влияния на социализацию студентов, шансы получения качественного профе
Читать PDF
0.00 байт

Габитус как специфический модус агента политики

Д. О. Суров
Читать PDF
0.00 байт

2014.04.018. ОБЕМБЕ Д. ОБМЕН ЗНАНИЯМИ, ДЛИТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И "ГАБИТУС". OBEMBE D. KNOWLEDGE S

Виноградова Т.В.
Читать PDF
0.00 байт

ГАБИТУС И ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ВАХТОВЫХ РАБОТНИКОВ БАШКОРТОСТАНА

Туракаев Марсель Салаватович
В статье выявляются габитус и повседневные практики местных жителей сельских районов Республики Башкортостан, работающих вахтовым методом.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ПОЛЕ ИСКУССТВА: СТАВКА, КАПИТАЛ, ГАБИТУС

Калашникова Алина Александровна
Статья посвящена анализу взаимосвязи между агентами поля искусства и создаваемыми ими произведениями.

Похожие термины:

  • ХАБИТУС (ГАБИТУС)

    Одно из базовых понятий социологии Поля Бурдье, система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления, позволяющая ему спонтанно ориентироваться в социальном про