ГАРАДЖА Виктор Иванович
ГАРАДЖА Виктор Иванович
(р. 1929) - российский исследователь религии, специалист по социологии религии, действительный член Российской Академии образования, профессор факультета социологии Московского государственного университета (МГУ). Окончил философский факультет и аспирантуру МГУ, там же преподавал, работал в Институте научного атеизма Академии общественных наук и в Институте философии РАН. Исследовал современные направления католической и протестантской теологии («Неотомизм, разум, наука», 1969; «Протестантизм», 1971; «Критика новых течений в протестантской теологии», 1977; статья «Протестантские мыслители новейшего времени», 1994), вопросы религиозной историософии («Научная и христианская интерпретация истории», 1980), процессы развития свободомыслия и атеизма как явлений культуры, теоретические проблемы религиоведения («Религиеведение», 1994). Значительное место в его научной работе занимает тематика т ео р е ти ческой социологии религии. С участием Г. в качестве составителя, под его редакцией и со вступительной статьей «Религия как предмет социологического анализа» была издана хрестоматия по социологии религии «Религия и общество» (выходила в двух частях в 1994 г. и как учебное пособие для вузов в 1996 г.). Г. написан обзорный очерк истории отечественной социологии религии в труде Института социологии РАН «Социология в России». Ему принадлежит ряд статей о социологии религии в словарно-справочных и энциклопедических изданиях, публикация образовательной программы по учебной дисциплине «Социология религии». Он является автором выдержавшего несколько изданий (1995, 1996, 2005, 2010) учебного пособия для гуманитарных специальностей «Социология религии», которое вводит в круг основных идей и проблем этой области знания, прослеживает этапы ее развития и важнейшие направления, знакомит с современным состоянием социологического подхода к взаимоотношениям религии с политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Все это в совокупности стало заметным вкладом в происходящий ныне процесс институционализации современной российской социологии религии. Предметом социологии религии, по мнению Г., являются религиозные группы и религиозные институты, их образование и функционирование в обществе. Религия в этой связи рассматривается как социальная подсистема, диалектически взаимодействующая с другими формами социальной организации; на повседневном уровне она проявляется в виде разнообразных символических институтов, посредством которых люди адаптируются к предельным условиям своего существования. К главным темам социологии религии Г. относит прежде всего влияние социального поведения людей на их религиозную жизнь и воздействие религии на жизнедеятельность широких социальных групп и целых обществ.
Источник: Социология религии. Словарь.