Гарденотерапия
Гарденотерапия
особое направление психосоциальной, педагогической и профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с декоративными растениями, отличается от агротерапии, последняя использует выращивание овощных и плодовых культур, нередко при этом применяется последующая их переработка. Такая деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием земли и растений. Используется при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, в рамках социально-бытовой адаптации. Гарденотерапию можно применять интегративно с использованием музыко-, изо-, библиотерапии, фотографии, дизайна, оригами. Использование гарденотерапии в реабилитации дает положительные результаты и в силу того, что продукт деятельности имеет конкретный наглядный результат, который находится в прямой зависимости от усилий, вложенных инвалидом в свой труд.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ
(от англ. garden — сад, растения + терапия — лечение; т.е. лечение садом, растениями) — особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, основанное на приобщении детей к работе с растениями. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья. Как утверждают психологи, в Г. соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты природы на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Именно этот момент важен в реабилитации.
Г. предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Эту психолингвотерапевтическую форму влияния можно использовать в развитии речевой деятельности детей как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живет и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.
Г. — также важное направление психосоциальной, профессиональной реабилитации людей старшего возраста. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Г. можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайном, оригами. Использование элементов Г. дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: образовательные, научные и социально-экологические аспекты: Справ.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2005; Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии // Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13–17 мая 2003 г.). М.: Тиссо, 2004; Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. Новосибирск: Новосиб. книж. изд-во, 2000.
Г. предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Эту психолингвотерапевтическую форму влияния можно использовать в развитии речевой деятельности детей как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живет и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.
Г. — также важное направление психосоциальной, профессиональной реабилитации людей старшего возраста. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Г. можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайном, оригами. Использование элементов Г. дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: образовательные, научные и социально-экологические аспекты: Справ.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2005; Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии // Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13–17 мая 2003 г.). М.: Тиссо, 2004; Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. Новосибирск: Новосиб. книж. изд-во, 2000.