ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ
Hegel, Georg Wilhelm Frederich) (1770—1831) — влиятельный немецкий идеалистический и лосткантианский философ. Основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Философия истории" (1817) и "Основы философии права" (1821). Он полагал, что социальный мир состоял главным образом из абсолюта — "мирового духа" (Geist), проявляющего себя в истории диалектическим движением идей во времени (см. Диалектика). Эта историческая модель раскрывается через личности (часто цитируется Наполеон), играющие роль пешек в развитии, но увенчается вечным историческим заключительным синтезом. Он, похоже, полагал, что таким итогом стало прусское государство. Несмотря на частую характеристику его как философа правого крыла, его критический анализ отчуждающего коммерциализма решающим образом повлиял на молодого Маркса, который вызвался спасти мысль Гегеля от идеализма, переработав его диалектику на материалистической основе. См. также Идеализм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Гегель Георг Вильгельм Фридрих
Hegel, George Wilhelm Friedrich) (1770—1831), нем. философ, испытавший сильное влияние романтизма; начинал как последователь Канта. Стоявший на позициях идеализма, Г. позднее пересмотрел метафиз. систему Канта в двух осн. отношениях: он утверждал, что кантовское деление реальности на познаваемую и непознаваемую непоследовательно, и ввел историч. измерение. В его концепции (изложенной в Феноменологии духа, 1807) мир предстает как саморазвитие духа (Geist) ко все большей разумности, рациональности по мере того, как он достигает все высших ступеней самопознания. Этот процесс Г. описывал при помощи диалектики — формы логики, центр, место в к-рой занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимоопределяющих противоположностей — тезиса и антитезиса. В рез-те их борьбы возникает новый, высший тезис, находящий свое противоречие в новом антитезисе, и т.д. Занимая монистическую (монизм) позицию, с т.зр. к-рой история развивается закономерно, а мир представляет собой органич. целое, Г. утверждал, что разумное действительно.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия