ГЕН
ГЕНИЙ
от лат. genius - дух, разум) - англ. genius; нем. Genie. 1. Высшая степень творческой одаренности. 2. Человек, обладающий подобной одаренностью, приводящей к необыкновенным творческим результатам.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ГЕН
от греч. genos - род, происхождение) - англ. gene; нем. Gen. Элементарная единица наследственности, посредством к-рой происходит "запись", хранение и передача наследственной информации от поколения к поколению. См. ГЕНЕТИКА, ГЕНОТИП, СОЦИОБИОЛОГИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Ген
Последовательность цепочек ДНК, которые определяют порядок аминокислот в целом протеине или, иногда, в части протеина. Ген может состоять из сотен и тысяч цепочек ДНК, См. аллель.
участок молекулы ДНК, представляющий собой последовательность нуклеотидов, которой может быть приписана та или иная функция в организме.
участок молекулы ДНК, представляющий собой последовательность нуклеотидов, которой может быть приписана та или иная функция в организме.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
ГЕН
от греч. genos -род, происхождение) (наследственный фактор),единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. У высших организмов входит в состав хромосом. Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конституцию - генотип. Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 году Г.Менделем; в 1909 году В. Йогансен назвал их генами. Развитие молекулярной генетики привело к раскрытию химической природы генетического материала и представлению о генах как об участке молекулы ДНК.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
ГЕНИЙ
(от лат. genius - гений, дух, хранитель) - личность, интеллектуальные и духовные силы которой претендуют на высшую степень развития творческого потенциала и имеют разностороннее применение в науке, культуре, обществе. Г. - это носитель гениальности, которая имеет свою социальную и природную основу. Гениальность связывается с природной предрасположенностью. Она отмечена неповторимым взглядом гения на проблемы бытия, социума, науки. Процесс формирования гениальной личности складывается под воздействием жизненных обстоятельств (часто неблагоприятных для физической и психической природы гения) и связан в социальном плане с оценкой со стороны общественного мнения, присваивающего личности творца (ученого, художника, музыканта и др.) характеристику гениальности. Данная оценка, как правило, может состояться спустя некоторое время после реализации основных творческих возможностей гения. Часто процесс оценки со стороны общества может затянуться на десятилетия и даже века, поскольку, в отличие от талантливого человека, он формирует новые, ранее не существовавшие области знания, принципы которого часто не понятны большинству социума. Так, за всю историю существования человечества известны примерно только четыреста человек, способности которых и их вклад в развитие человечества были оценены в контексте гениальности (Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г.-В.-Ф. Гегель, Ф. Шеллинг, М.В. Ломоносов). Проявление гениальности, как правило, связывается обществом с реализацией тех или иных положительных качеств и интенций личности. Например, практически не получили развития в истории оценки гениальных убийц, злодеев и т. д. Иными словами, общество готово оценить вклад гения в развитие общества, науки, культуры с точки зрения положительной девиации, то есть с той стороны, которая наиболее понятна и ясна обществу.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Гений
(лат. genius гений, дух, присущий одному человеку, семье, месту; в римской мифологии – первоначально божество: прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины). Геній. Genius. Высший уровень возможного в данных исторических условиях духовного развития индивида, проявляющийся в его практически реализованных творческих способностях. Г. – показатель перспектив культурного развития каждого человека, не имеющего в себе патологических отклонений, исключающих возможность практической реализации его потенциальных возможностей, и, одновременно, показатель потенциальных возможностей общества организовывать на практике в определенной отрасли социальной жизни подготовку специалистов, приближающихся по своему интеллектуальному потенциалу к Г. Проблема заключается только в поиске образовательных и воспитательных технологий, способных реализовать такую задачу, а также, в наличии материальных средств и специалистов, а глвное, – наличие политической воли. Следовательно, проблема Г. как социальная проблема, в нынешнем ее понимании, – это историческая перспектива, на которую следует ориентироваться в образовании и обеспечении такого образования. Сказанное, естественно, не означает, что подготовку Г. можно поставить на поток, а лишь означает такое определение перспектив развития инфраструктуры культуры и ее функций, чтобы их цель не сводилась к подготовке функционера, способного к выполнению только одной определенной социальной роли. Определение человека в качестве цели функционирования инфраструктуры культуры или социальной цели вообще означает, что отношение к нему не определяется его социальным статусом, материальным положением, социальным происхождением и прочее. Для социологии культуры проблема гения и его социальной роли важна еще и тем, что, например, в литературе давно разрабатывается проблема противоположного Г. социального типа личности, т. е. так называемого “злого гения”. Писатели обычно описывают поступки, которые читатель интерпретирует в категориях этики. Читательские оценки и могут стать признаками выделения “злого гения” как особого типа личности и его функций в культуре. См. также Интеллект и Талант.