традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определенных профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессиональную специализацию женщин, чем мужчин. Существует ряд профессий, в которых доля женщин очень высока, тогда как в других профессиях она чрезвычайна низка.
Например, в Британии почти 2/3 женской рабочей силы приходится на 10 видов профессий, тогда как мужская рабочая сила распределена более равномерно. В Беларуси в середине 1990-х годов доля женщин среди работников бухгалтерского учета превышала долю мужчин в несколько десятков раз, среди медицинского персонала – в 10 раз, в группе педагогических работников – в 5 раз, среди работников культуры – в 3 раза. В России в середине 1990-х годов женщины составляли 81 % служащих. В торговле, связи, общественном питании, здравоохранении доля женщин среди занятых достигла 71–89 %, причем во всех отраслях народного хозяйства их зарплата была ниже зарплаты мужчин. Принятые женщины, как правило, занимают более низкие уровни в профессиональной иерархии. Так, в Британии женщинысоставляют 3/4, а среди профессионалов высокого уровня их менее 10 %.
В пределах отдельных профессий (и в развитых западных, и в постсоциалистических странах) также наблюдается гендерное неравноправие. Например, в Британии в середине 1970-х годов женщины составляли 90 % рядовых учителей, тогда как среди старших преподавателей их было 57 %, зарплата женщин в госсекторе составляла около 70 % от среднего заработка мужчин, в частном секторе – 58 %. В Беларуси в середине 1990-х годов 2/3 всех женщин, занятых в народном хозяйстве, были служащими, из них руководителями – только 1/7 (среди мужчин – более 2/5). Если в западных странах Г. р. п. обычно связывают с более низким образованием женщин, то в современной России, Беларуси уровень образования работающих женщин выше, чем уровень образования работающих мужчин, что, однако, не меняет неэффективного характера использования женского труда. У женщин чаще имеет место несовпадение высокого уровня образования с более низким статусом занимаемой должности, на долю женщин приходится большая часть неквалифицированных работ. Не существует общепринятого объяснения существования профессиональной гендерной сегрегации и неравенства вознаграждений за труд.
Однако многие исследователи считают, что кроме фактора образования на гендерное разделение труда влияет более низкий уровень квалификации женщин и трудности его повышения, их двойная занятость на работе и дома, снижающая конкурентоспособность женщин, более низкий спрос на женские профессии, боязнь безработицы, вынуждающая многих женщин соглашаться на малооплачиваемую и неинтересную работу. Отмечается и негативная роль, которую играют усвоенные женщинами патриархальные социогендерные стереотипы, закрепляющие гендерное неравенство в области труда.
Лит.: Женщины России: вчера, сегодня, завтра. – М., 1994; Женщины Беларуси в зеркале эпохи. – Минск, 1997. Л. Г. Титаренко